«Феррари» — это гоночный «Спартак»: меняет руководителей как перчатки, а толку ноль

В итальянской команде грядёт четвёртое увольнение руководителя за последние восемь лет.

«Феррари» — это гоночный «Спартак»: меняет руководителей как перчатки, а толку ноль ferrari.com

Что общего между российским футбольным клубом «Спартак» и командой «Феррари» в Формуле-1? Не только тот факт, что это старейшие и именитые команды, ещё их объединяет кадровая чехарда в руководстве. Красно-белые за последние восемь лет сменили девять тренеров, а итальянская конюшня готовится сменить руководителя в четвёртый раз с 2014 года. Уход Маттиа Бинотто пока не подтверждён, но, учитывая шквал инсайдов в итальянских СМИ, официальное заявление — вопрос нескольких ближайших дней.

Назначение Бинотто изначально было ошибкой

В отличие от двух своих предшественников в команде Марко Маттиаччи и Маурицио Арривабене, Маттиа Бинотто — человек «Феррари». В этом плане он ближе к Стефано Доменикали, с которого и началась вся эта чехарда в руководстве восемь лет назад.

В итальянскую команду швейцарский специалист пришёл в 1995 году, и за 24 года он прошёл путь от инженера тестовой бригады до главы моторного подразделения. Именно под его руководством «Скудерия» построила к концу 2010-х самый мощный мотор в Формуле-1, опередив даже «Мерседес».

Казалось бы, человек на своём месте, но, увы, амбиции взяли верх. Бинотто хотел возглавить всю команду, да так сильно, что после двухлетнего конфликта он выжил из команды одиозного руководителя Арривабене. А правление компании во главе с президентом Джоном Элканном лишь одобрило эти амбиции и закрыло глаза на разногласия в команде. Зачем? Непонятно, ведь ещё тогда аналитики и эксперты предупреждали, как экс технический директор нескольких команд Ф-1 Гэри Андерсон:

«Бинотто — хороший технический специалист. Вот и оставался бы на этой должности! Я не понимаю, какой смысл назначать лучшего инженера на руководящую роль. Зачем? Как технический специалист будет решать политические вопросы, если он в этом не особо силён?»

Фото: ferrari.com

Команду некому было вести к победе

Ещё одно сходство «Феррари» и «Спартака»: и тем, и другим постоянные перестановки не помогли закрепиться в лидерах. Одни тренеры/руководители просто не вписались в команду и провалились, другим элементарно не дали свободу действий и время, чтобы развернуться. «Спартак» выиграл титул только в сезоне-2016/2017 и затем всего один раз добрался до призовой тройки в РПЛ. Феррари» и вовсе остаётся без побед в чемпионате последние 14 лет.

Маттиа Бинотто не справился, потому что действительно, как и говорил Гэри Андерсон, был не готов к роли руководителя команды. Он меньше всего оказался похож на тим-менеджера, способного стукнуть рукой по столу и навести порядок, и в основном искал отговорки.

В 2020-м «Феррари» стала шестой в командном зачёте, показав свой худший результат с 1980 года! «Возвращение команды на вершину — процесс не очень быстрый, у нас есть многолетний план, которому мы следуем», — отреагировал Бинотто на провал.

Хорошо, в 2022-м сменился технический регламент, и «Феррари» действительно совершила огромный скачок вперёд: начала сезон с дубля, лидировала в обоих зачётах чемпионата после пяти этапов. Но ещё до середины сезона всё развалилось: проблемы с надежностью техники, просчёты по тактике, ошибки пилотов стоили почти 100 очков в обоих зачётах чемпионата. Что говорить про непонятные приоритеты, как между Шарлем Леклером и Карлосом Сайнсом, и защиту стратегов от критики, когда в любой другой команде за такой провал, как на Гран-при Венгрии, сразу бы уволили.

На всё у Бинотто были объяснения. Команда, как оказалось, не собиралась бороться за титул в 2022-м. Хотя, казалось, «Скудерия» укомплектована и технически, и в кадровом плане на все 100%. Отстали от «Ред Булл» и «Мерседеса» в темпах модернизации машины? Закончились деньги, хотя ещё летом руководитель «Феррари» рассказывал, как команда тщательно спланировала бюджет на обновления. Одним словом, провал по всем параметрам. Вот что бывает, когда техник становится у руля.

Фото: ferrari.com.

Кто следующий?

За последние несколько недель о грядущем увольнении Маттиа Бинотто из «Феррари» сообщили многие авторитетные итальянские СМИ — La Gazzetta dello Sport, Sportmediaset, Sky, Corriere dello Sport, Corriere della Sera. Так что слухи более чем обоснованные.

Эти же источники в один голос сообщают, что в январе должность руководителя займёт Фредерик Вассёр, нынешний глава команды Alfa Romeo-Sauber. Менеджер грамотный и весьма успешный: в молодёжных сериях, таких как GP2, Ф2, Ф3, француз за последние 20 лет привёл команду ART Grand Prix к 19 чемпионским титулам. А в минувшем сезоне Sauber под брендом Alfa Romeo впервые за 10 лет поднялась в командном зачёте выше седьмого места и заняла шестую строчку, набрав максимальное для себя 51 очко с 2013 года. Так что, может быть, «Феррари» наконец-то повезёт с руководителем.

Что касается Бинотто, то, согласно инсайдам, бывший главный моторист не останется в Маранелло и будет уволен с концами. Называется, дослужился до должности руководителя.

Новости дня