Команды Ф-1 недовольны штрафом «Ред Булл». Неужели мало наказали?
В истории с нарушением лимита расходов поставлена точка, но споры не утихли.
Команда «Ред Булл» в Формуле-1 признана виновной в нарушении ограничения расходов и оштрафована. Как подтвердила ФИА в пятницу, 28 октября, «Красные быки» превысили в прошлом году планку в $ 147 млн на $ 2 млн. За такое нарушение чемпионский коллектив наказан на сумму $ 7 млн и лишён 10% времени на работу в аэродинамической трубе в 2023 году. В Милтон-Кинсе назвали эти меры драконовскими, а вот конкуренты, наоборот, возмущены и в один голос заявляют, что штраф недостаточно жёсткий. Кому верить?
На дисквалификацию нарушение точно не тянуло
Ещё до публикации подробного отчёта ФИА классифицировала нарушение «Ред Булл» как незначительное, и на выбор у федерации было шесть вариантов наказания:
предупреждение;
денежный штраф;
вычет очков в личном зачёте и Кубке конструкторов в сезоне, по ходу которого были нарушены правила;
отстранение от участия в тестах, тренировке или квалификации, но не в гонке;
сокращение часов на работу в аэродинамической трубе;
ужесточение лимита расходов для нарушителя.
В последние недели были в паддоке разговоры о том, что может дойти и до лишения Макса Ферстаппена чемпионства в сезоне-2021, но верилось в такой сценарий с трудом. И учитывая, на что были потрачены эти $ 2 млн, такая жёсткая мера точно была неуместна.
Согласно отчёту ФИА, $ 1,4 млн команда перебрала из-за ошибки в оформлении налогового вычета, а остальные $ 600 тыс. – премии сотрудников, зарплаты стажеров, а также расходы на питание, которые «Ред Булл» по ошибке не включил в ограничение бюджета. Финансовый отдел неправильно рассчитал расходы на сезон. На разработку и доработку машины команда, по собственным заверениям, не потратила ни одного лишнего цента и, следовательно, преимущества в скорости не получила.
«Мы не получили ни малейшего преимущества. Ферстаппен выиграл два титула совершенно заслуженно», – заявил на специальной пресс-конференции руководитель команды Кристиан Хорнер.
Денежный штраф команда не почувствует
Денежное наказание на $ 7 млн в «Ред Булл» назвали жёсткой мерой. Но надо понимать, что эта сумма не подпадает под ограничение расходов. Так что команда играет на публику. Учитывая, что их общий годовой бюджет до введения лимита был на уровне $ 350-400 млн, средств для оплаты штрафа у них вполне достаточно. Самая бедная команда чемпионата «Хаас» за один сезон потратила больше $ 7 млн на ремонт машины после аварий Мика Шумахера.
Другое дело, если бы эти $ 7 млн вычли из лимита бюджетов, который в следующем году для всех команд составит $ 135 млн. Тогда «Красным быкам» действительно пришлось бы несладко.
Второй штраф ударит по «Ред Булл»
Придётся ли «Ред Булл» несладко из-за ограничений на работу в аэродинамической трубе? Вопрос интересный.
Как действующий победитель чемпионата в 2023 году команда и так будет работать в аэротрубе четыре часа в неделю меньше по сравнению с нынешним годом – 28 вместо 32. Чем выше команда в Кубке конструкторов, тем меньше часов. Из-за штрафа в Милтон-Кинсе потеряют ещё три часа, итого 25 против 32 у «Мерседеса» и 30 у «Феррари».
Так что у «Ред Булл» будет меньше времени на обдувку машины и аэродинамических новинок. Сколько потеряет от этого команда, точно знают только инженеры. Но вот Кристиан Хорнер заверил, что не досчитаются они 0,25-0,5 секунды на круге. Тогда как, по мнению технического директора «Мерседеса» Эндрю Шовлина, потеря составит от 0,1 до 0,2 секунды – не больше. Скорее всего, правда где-то посередине.
Федерация выбрала золотую середину
В «Мерседес» и «Феррари» считают, что «Ред Булл» легко отделался. Мол, сэкономят деньги на меньшей работе в аэротрубе и вложат их, например, в снижение веса машины. Больше похоже на придирки.
«Они не успокоятся, даже если мы сожжём нашу аэродинамическую трубу», – прокомментировал Кристиан Хорнер.
Какие ещё инструменты должна была задействовать федерация? Запретить участие в тренировках и тестах из-за того, что команда потратила лишние деньги на общепит и налоги? Отняв очки, ФИА вообще ударила бы по репутации всей Формулы-1. Просто наказать деньгами за лишнюю трату денег – так себе вариант.
Бездействовать и выписать предупреждение тоже было нельзя, поскольку другие участники получили бы сигнал к тому, что можно незначительно превысить лимит расходов и отделаться выговором. Ударить по рукам надо было, и вариант выбрали оптимальный. И другим будет неповадно, и «Ред Булл» скорректирует план на работы на 2023 год и, возможно, поплатится скоростью на трассе, пусть даже незначительно. Нарушение ведь незначительное, как сказали в федерации. Так что всё справедливо.