Сын Михаэля Шумахера провалился в Формуле-1. Знаменитая фамилия не помогла
Мик Шумахер, похоже, покинет Ф-1 после 2022 года.
Авторитетный британский журналист Формулы-1 Марк Хьюз со ссылкой на собственных инсайдеров сообщил, что команда «Хаас» решила расстаться с Миком Шумахером. В 2023 году немца заменит его старший соотечественник Нико Хюлькенберг. Куда подастся сын легендарного Михаэля Шумахера? В Ф-1, скорее всего, никуда, поскольку и свободных вакансий почти нет, и за два сезона он полностью себя дискредитировал.
Родословная, поддержка «Феррари» и море спонсоров
На старте карьеры в Формуле-1 у Мика Шумахера были все составляющие для успеха. Титулы в европейской Ф-3 и Ф-2, протекция Академии «Феррари», благодаря которой он перед дебютом провёл десяток частных тестов на старой машине и регулярно работал на симуляторе, что немаловажно при знакомстве с новыми трассами. Тем более у команды «Хаас», с которой Мик дебютировал, вообще не было тренажёра.
Потянулись за Шумахером-младшим спонсоры и партнёры, которые в своё время работали с его знаменитым отцом, такие как поставщик шлемов Schuberth и немецкая консалтинговая компания Deutsche Vermogensberatung. Вложились в поддержку Мика американский производитель одежды Under Armour, швейцарская марка часов Richard Mille, немецкая телекоммуникационная компания 1&1. Столь мощным портфолио спонсоров похвастает даже не каждый опытный пилот.
Можно было помечтать о большой карьере, и Мик действительно сделал пару громких заявлений в конце 2020-го и начале 2021-го.
«Моя цель – стать гонщиком «Феррари и бороться за победы и титулы. Хочу однажды побить рекорды Льюиса Хэмилтона».
Но куда там…
Провалился на фоне опытного, но не слишком быстрого напарника
Первый сезон Мика в Формуле-1 был абсолютно непоказательным. «Хаас» провалился так, что не смог побороться даже с «Уильямсом», предпоследней командой чемпионата, и отставал чуть ли не на секунду с круга. Единственным соперником и ориентиром для Шумахера был напарник Никита Мазепин. Немец разгромил россиянина – 19:2 в квалификациях и 15:5 в гонках. Но счёт мало о чём говорит: во-первых, большую часть сезона Никита провёл на более тяжёлой и неуправляемой машине, чем у Мика, а во-вторых, у него было меньше вката, на симуляторе он вообще не работал.
Полноценной точкой отсчёта для Шумахера стал опытный Кевин Магнуссен в сезоне-2022, и испытание новым напарником, за плечами которого один подиум и свыше 100 гонок в Ф-1, немец не прошёл. Ну что такое 5:13 в квалификациях? В гонках счёт в пользу Мика – 10:6, но это по финишам, тогда как по очкам датчанин впереди – 22 на 12.
А ведь Магнуссен не самый быстрый и стабильный гонщик. Да, за рулём средненькой машины он способен выдать три-четыре сильные гонки за сезон и заехать в первую пятёрку, как на Гран-при Бахрейна в этом году. Но дальше по ходу чемпионата он выдыхается и может четыре гонки подряд финишировать на 15-м или 16-м месте, как в конце лета и начале осени.
Что хуже всего для Шумахера: прогресса на фоне напарника нет. Как он ехал медленнее датчанина в отдельных квалификациях в начале сезона на 0,3-0,4 секунды, так и едет, опережая его в двух из пяти случаев. Как немец финишировал постоянно где-то на грани первой десятки и ошибался, так и продолжает в том же духе.
Аварии на $ 8 млн
Единственное, что у Мика отлично получается – раз за разом бить машины. И достаточно просто взглянуть на сумму ущерба от аварий, который он причинил «Хаас» за два сезона – $ 8 млн! Это фактически одна десятая от годового бюджета американской команды и наибольший показатель среди всех гонщиков в 2021-м и 2022-м. Даже откровенный аутсайдер Николас Латифи разбил машины на $ 5 млн за два года. Что говорить, например, об опытном Фернандо Алонсо с $ 1,3 млн.
И самое главное, Мик ошибается на ровном месте. Ведь большинство его аварий, как в Монако, вылет во Франции и Венгрии в 2021-м и жёсткий удар о стену в Саудовской Аравии — 2022, произошли не в гонке, а на свободной трассе в тренировках или квалификации. Исключение – Монако-2022, где Шумахер разложил болид на две части, но опять же в тот момент он ехал один и ни с кем не боролся. Это очень дурной знак: Шумахер просто не понимает или не чувствует пределы машины, не читает условия на трассе. Такое, к сожалению, редко лечится.
Взять хотя бы Гран-при Японии в прошлые выходные. В конце первой тренировки гоночный инженер попросил Мика быть осторожнее на круге возвращения в боксы – на отдельных участках трассы текли реки воды. И что? Мик всё равно поскользнулся, улетел в ограждение и расколотил машину так, что вторую пятничную сессию пропустил.
Захочет ли кто-нибудь иметь дело с таким ненадёжным гонщиком? В «Хаас», думается, точно сыты по горло авариями и потерей очков, от которых напрямую зависит их бюджет на следующий сезон, ведь чем выше позиция в командном зачёте, тем больше призовые от Ф-1.
Мика в Ф-1 жалеют, но связываться с ним не хотят
Большинство руководителей команд сочувствуют Мику и говорят, что он заслуживает остаться в чемпионате. Мол, два сезона в Ф-1 слишком мало, чтобы освоиться и добиваться стабильно высоких результатов. В таком тоне высказались, в частности, в «Мерседесе» и «Альфа Таури». Но как только дошло до вопроса о приглашении Мика, то и Тото Вольф, и Франц Тост ответили в один голос: «У нас нет места на следующий сезон». Хотя, казалось бы, почему не позвать хотя бы на должность резервиста?
По сути, единственная возможность Мика остаться в Формуле-1 – «Уильямс», одна из двух команд наряду с «Хаасом», которая пока не укомплектовала состав пилотов на сезон-2023. Загвоздка в том, что владельцы, американская инвестиционная компания Dorilton Capital, заинтересованы в подписании американского гонщика Логана Сарджента из Ф-2, который к тому же является участником юниорской программы «Уильямс». В общем, вариант далеко не самый очевидный.
Что тут сделаешь? У Мика было почти всё, чтобы построить долгую и успешную карьеру в Формуле-1, но не хватило таланта и скорости. До уровня отца, да и даже до дяди Ральфа, выигравшего шесть гонок в начале 2000-х, ему далеко. Но ничего, может, найдёт себя в гонках на выносливость, тем более в следующем году «Феррари» вернётся в топовый класс чемпионата мира и культовый суточный марафон «24 часа Ле-Мана». Надо пробовать, раз в Ф-1 не получилось.