Взяли деньги и выгнали на мороз. Как команда из США «кинула» русского гонщика-мажора

Начинали сотрудничество с российского флага на машине, а закончили судебным разбирательством.

Взяли деньги и выгнали на мороз. Как команда из США «кинула» русского гонщика-мажора Haas

Американская команда «Хаас» и российский гонщик Никита Мазепин больше не вместе. Но в ближайшее время мы о них ещё не раз услышим в одном контексте – дело идёт к суду. Рассказываем, что произошло, и вспоминаем, как радужно начиналась эта коллаборация.

Как российского гонщика занесло в «Хаас»?

Российский пилот Никита Мазепин прошёл всю автоспортивную лестницу при финансовой поддержке отцовских компаний. Ещё в картинге в начале 2010-х на его комбинезоне красовался логотип «Уралхима», крупнейшего производителя минеральных удобрений в России и странах СНГ. А в конце 2013-го Дмитрий Мазепин приобрёл ещё и пакет акций «Уралкалия», и в финансовом пуле начинающего гонщика прибыло. В 2021-м, когда Никита дорос до Формулы-1, доля совместных предприятий его отца составляла почти треть ВВП химической промышленности России, а суммарный годовой оборот двух компаний достиг $ 3,5 млрд. Так что выделить пару десятков миллионов на дебют сына Мазепину-старшему не составляло труда.

Главной дилеммой было куда пристроить эти миллионы. С банкротом «Форс Индией» в 2018-м не сложилось – опередил канадский текстильный магнат Лоуренс Стролл, тоже продвигавший сына в Ф-1. С покупкой легендарной «Уильямс», пребывавшей в финансовом упадке, тоже не вышло. И в конце концов выбор пал на «Хаас», самую молодую команду чемпионата. Американский коллектив как раз отчаянно нуждался в финансировании: титульного спонсора не было, владелец команды, американский бизнесмен Джин Хаас постепенно терял интерес к проекту и всё меньше вкладывал собственные средства, да ещё и коронакризис грянул, и бюджет пришлось урезать со 150 до 80 млн. Без новых финансовых вливаний команда «Хаас» с огромной долей вероятности просто бы не вышла на старт сезона-2021. Так что «Уралкалий» подоспел очень вовремя.

Никита Мазепин на машине в цветах российского флага на Гран-при России - 2021

Сколько «Уралкалий» платил американской команде?

Сделка была заключена на весьма выгодных для «Уралкалия» условиях. Никите Мазепину предоставили место основного пилота с зарплатой $ 1 млн, пусть из спонсорских денег, а российская компания стала титульным спонсором команды. «Хаас» даже согласилась на условие перекрасить машину в цвета флага России, и пусть команда американская, а флаг России в Формуле-1, как в чемпионате мира, запрещён из-за санкций ВАДА. Теперь вот выяснилось, что команда по окончании дебютного сезона должна была по контракту отдать Никите машину. И это всё за $ 20-25 млн.

Сумма не то чтобы космическая по меркам Больших Призов. Это примерная годовая зарплата многократных чемпионов Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля в «Альпин» и «Астон Мартин», средненьких коллективах. Если сравнивать с другими спонсорскими сделками, самая именитая конюшня пелотона «Феррари» только от технического партнёра Shell получает 30 млн, а титульник Philip Morris платил ей 100 млн, «Макларен» получает от British American Tobacco 80 млн, а «Мерседес» – 70 млн в год от Petronas. Хотя для команды низшего эшелона цифра более или менее стандартная.

«Хаас» не пустила Мазепиных к управлению командой

Для «Хааса» при рекордном низком бюджете 80 млн новые спонсорские вливания были немалыми, и вот тут, конечно, Мазепины ошиблись в оценке ситуации. Отец и сын посчитали, что при таких деньгах они хозяева в команде, хотя даже речи не шло о покупке малейшей части акций и присутствии в Совете директоров.

Никита вместо того чтобы учиться и прогрессировать, открыто грубил инженерам по радио на вполне будничные замечания: «Твой напарник проезжает быстрее третий поворот, прибавь там», «Переведи переключатель на руле в другое положение», а на брифингах после заездов ставил команду перед фактом: «Не могу ехать на жёстких шинах, они мне не подходят!» От Мазепина-старшего буквально через полтора месяца после старта сезона посыпались угрозы прекратить финансирование и уйти, если сыну не построят новую машину, поскольку нынешняя хуже, чем у второго пилота Мика Шумахера, сына семикратного чемпиона мира.

Наверное, наиболее показательной стала история в австрийском Шпильберге летом 2021-го. Никита принёс в офис руководителя команды Гюнтера Штайнера самую настоящую дверь с надписью «Дверь, которой нужно хлопнуть». Это был открытый намёк – мол, если что, пойдёшь на выход. Что сподвигло протеже титульного спонсора команды на такую выходку? Обидное прозвище Mazespin, которое дал ему Штайнер после многочисленных разворотов в начале сезона. И действительно были тогда слухи в паддоке, что итальянец не удержится на своём посту даже до конца года, и «Уралкалий» скоро поставит своего человека.

Но вот здесь надо отдать должное «Хаасу» – с потрохами они не продались и сохранили паритет. Для команды спонсорские 20-25 млн были не более чем средством для существования, и никакого влияния отец и сын Мазепины на управленческий процесс не получили. Даже новую машину Никите пришлось ждать три месяца, до начала второй половины чемпионата. Отношения, конечно, дали трещину, но в любом случае они были обречены, учитывая дальнейшее развитие событий.

«Жалеем ли мы о решении связаться с Мазепиным в 2021-м? Нет. Мы всё сделали правильно, учитывая наше положение на тот момент», – сказал Штайнер в марте 2022-го после того, как сотрудничество с компанией и гонщиком из России было в экстренном порядке прекращено.

Никита и Дмитрий Мазепины

Шансов продолжить сотрудничество не было

Сотрудничество «Хааса» и «Уралкалия», по сути, закончилось в первый день событий на Украине. Логотип российской компании исчез с машины, техники и даже с официального сайта команды уже вечером 24 февраля. Тогда оставалась надежда, что мера временная, тем более на следующий день на зимних тестах в Барселоне Никита Мазепин даже выехал на трассу за рулём белой машины – без российского триколора. Но, учитывая дальнейшее развитие событий, не было и 1% шанса.

Прежде всего «Хаас» больше не хотела иметь ничего общего с компанией из России и даже если бы захотела, то столкнулась бы с беспрецедентным давлением, в том числе со стороны других своих спонсоров. Без финансовой поддержки Никита, понятное дело, был не нужен команде, как бы он ни говорил весь прошлый год, что заслужил место своими результатами в младших сериях. Мало того, в середине марта отец и сын Мазепины попали в санкционные списки ЕС. Так что Никита не смог бы приехать в Испанию, Италию, где в сезоне-2022 пройдёт две гонки, Венгрию, Австрию, Великобританию и Нидерланды даже под нейтральным статусом.

И даже ещё до решения Евросоюза, 5 марта, команда в одностороннем порядке расторгла контракт с «Уралкалием» и Никитой.

«Мы не могли продолжать сотрудничество с российской компанией и российским гонщиком, близким к правительству России», – говорит Гюнтер Штайнер.

Владелец команды Джин Хаас высказался не менее откровенно:

«Нам был не нужен гонщик, который не может участвовать в гонках».

Деньги на сезон-2022, как заверили в «Хаасе», у них есть, беспокоиться не о чем. Правда, выяснилось, что часть бюджета – это средства российской компании.

Гюнтер Штайнер и Джин Хаас

«Хаас» оказалась хитрее, чем казалось

Что же, претензий к решению Джина Хааса и Гюнтера Штайнера нет. Другого выхода в сложившейся ситуации не было и не могло быть. Но раз вы расторгли контракт, да ещё и в одностороннем порядке и перед началом сезона, будьте добры вернуть уплаченные наперёд деньги, так ведь? А это, по оценке самой команды, $ 13 млн. «Уралкалий» потребовал возврата этих средств ещё месяц назад, но теперь американская конюшня в письменной форме ответила отказом.

В письме команды своего бывшему спонсору, попавшему в распоряжение СМИ, говорится, что «Хаас» имела право расторгнуть контракт из-за нарушения пункта, в котором говорится, что компания не должна наносить ущерб, не вызывать споров, не высмеивать или уменьшать общественную репутацию, доброжелательность благоприятного имиджа команды. А ущерб был нанесён. Каким образом? Связи Мазепина-старшего с правительством Российской Федерации после введения санкций якобы угрожали репутации команды. Вот только санкции были введены спустя четыре дня после расторжения контракта. И ещё один немаловажный момент – контракт ведь подписан был не лично с Дмитрием Мазепиным, а с его компанией, которая не попала под санкции Евросоюза и Великобритании.

И, наконец, самое странное: «Хаас» потребовала ещё и доплату – компенсацию в размере 8,6 млн:

«Команда имеет право на компенсацию упущенной выгоды, которая была бы получена при продолжении действия контракта».

Конечно, всех юридических подробностей мы не знаем, но налицо нежелание расставаться с одной пятой частью бюджета и намерение выбить оставшуюся сумму за 2022-й. Причём не выполнила команда и обязательств по выплате зарплаты Никите за начало года и не отдала ему прошлогоднюю машину. Выполнены эти условия будут только после выплаты компенсации бывшим титульным спонсором, говорится в документе.

В «Уралкалии», естественно, не заставили долго ждать с ответом и пригрозили судебным разбирательством:

«Мы считаем действия команды по расторжению контрактов и её позицию неправомерными. Компания намерена в дальнейшем отстаивать свои интересы».

Как видим, в истории отношений американской конюшни с российской компанией и российским пилотом точка пока не поставлена. И если дело действительно дойдёт до суда, то, по оценкам юристов, может затянуться в лучшем случае на пару месяцев, в худшем – на несколько лет. Так что продолжение следует…

Новости дня