Брат Шумахера посоветовал Мазепину заняться чем-то другим. Никита настолько плох?

Занял 21-е место в чемпионате из 20 участников.

Брат Шумахера посоветовал Мазепину заняться чем-то другим. Никита настолько плох? Joe Portlock/Getty Images

Россиянин Никита Мазепин закончил сезон на 21-м, последнем месте в личном зачёте. Он был не единственным, кто не набрал ни одного очка по итогам сезона, однако его напарник Мик Шумахер и резервист «Альфа Ромео» Роберт Кубица заняли более высокие места по дополнительным показателям. Поляк в своих единственных двух гонках, когда он заменял заразившегося ковидом Кими Райкконена, занял 14-е и 15-е места, в то время как сын легендарного «красного барона» добрался до лучшего результата на 12-й позиции в своём дебютном сезоне.

Мазепин был хорошим гонщиком в «Формуле-2», он неплохо там смотрелся, без сомнений. Но в этом году его развитие пошло в каком-то неправильном направлении возможно, ему стоит заняться чем-нибудь ещё. Наверное, ему необязательно выступать в «Формуле-1».

Ральф Шумахер, младший брат Михаэля Шумахера.

Речи бывалого немца не вызывают удивления, поскольку он изначально проталкивает идею, что его племяннику в напарники нужен более опытный гонщик, который будет вести молодого немца, подыгрывать и уступать ему. Желание выбить тепличные условия для родственника понятны, но ведь и сам Мазепин своим результатом спровоцировал все эти разговоры да кривотолки в свой адрес. Неужели он был настолько плох?  

Болид или корыто?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть, что из себя представлял болид «Хаас» в сезоне 2021 года. А это иначе как корытом и не назовёшь. Всё дело в том, что команда решила отказаться от идеи усовершенствования неудачных автомобилей прошлого года, чтобы не тратить и без того скудный бюджет на лишнюю и бесполезную доработку, и сразу подготовиться к сезону 2022 года с его новым техническим регламентом.

Ради этой затеи в американских боксах пошли на глобальные перемены — отказались от опытных пилотов Магнуссена и Грожана в пользу молодых дебютантов из Формулы-2 Мика Шумахера и Никиты Мазепина. Этой парочке в наследство достались не только места датчанина и француза, но и их отъезженные болиды, перелатанные и склеенные с одной целью — пережить ещё один год.

Фото: ©Lars Baron/Getty Images.

За приглашением Шумахера и Мазепина стояло не только желание обкатать перспективных пилотов, но и хорошее финансовое вливание — за россиянина вписался его отец, владелец «Уралкалия» Дмитрий Мазепин, заключивший с американцами ежегодный контракт на € 20-25 млн, что стало солидной частью командного бюджета.

Под младшего Шумахера также пришли серьёзные вливания от немецких консалтинговых структур Deutsche Vermögensberatung AG. В СМИ называлась сумма в € 15 млн, но куда важнее для «Хааса» были хорошие отношения с «Феррари», которая покровительствует Мику. Именно совместно со «Скудерией» американцы разрабатывают новый автомобиль на следующий год, получая от итальянцев силовую установку и готовые узлы. Кроме того, на новую базу «Хаас», построенную в Маранелло, через дорогу от корпусов «Феррари», перебрались и несколько её сотрудников во главе с Симоне Реста.  

Противостояние Шумахера и Мазепина

Да, немец определённо талантливее своего напарника. Всё-таки он прошёл более увесистый карьерный путь от Формулы-4 к победе в Формуле-2, где Никита показал лишь пятый результат сезона. К тому же сын семикратного чемпиона мира получил возможность тренироваться на гоночном симуляторе «Феррари» как слушатель их академии. Россиянин такой роскоши был лишён и тренировался дома, поскольку «Хаас» оставалась единственной командой, у которой нет своего собственного симулятора.

Неудивительно, что в «Хаасе» в итоге сделали ставку на Шумахера, а Мазепину отвели роль второго пилота. В первую очередь это сказалось на распределении автомобилей. Перед стартом сезона в активе команды было только одно новое шасси, которое после тестов отдали немцу. Мазепину пришлось первую половину сезона провести сначала на старом шасси, которое вызывало сильный дисбаланс в поведении машины, затем на более тяжёлом, и лишь перед гонкой в Спа Никита получил новый образец, успокоивший его.

Руководитель команды Гюнтер Штайнер не скрывал, что подобная проблема существует: «Более тяжёлая машина не делает вас быстрее я говорю очевидную вещь. Конечно, физика есть физика, и какой-то негативный эффект это оказывает, но не очень большой. Дело в том, что эти шасси построены в прошлом году и выступали в гонках целый сезон. Обычно у вас каждый год новая машина. Естественно, эти машины за год не стали легче. Поэтому мы строим новое шасси, и оно будет в распоряжении команды после летней паузы».

Фото: © Michael Regan/Getty Images.

Разница в классе между Шумахером и Мазепиным на трассе усугублялась разницей в автомобилях. Практически весь сезон Никита жаловался на то, что ему трудно адаптироваться к болиду, что настройки не соответствуют его ожиданиям и автомобиль практически ему неподконтролен. Всё это звучало немного наивно из уст дебютанта, который не проявил необычайных способностей с точки зрения техники и тактики пилотирования.

Но в сезоне у Никиты были как минимум две действительно хорошие гонки. Во-первых, это Гран-при Азербайджана, где он финишировал 14-м, пропустив вперёд на одну долю секунды своего напарника на последнем круге, зато обошёл будущего вице-чемпиона Льюиса Хэмилтона. Кроме этого, гонка в Баку запомнилась инцидентом на последних кругах между двумя болидами «Хаас», когда Мазепин своим движением слегка заблокировал болид немца, но вовремя ушёл от столкновения.

 

Второй позитивной отметкой можно считать Венгрию, где Мазепин мог претендовать на лучший результат в карьере. Две аварии в группе лидеров на старте резко сократили число болидов на трассе. Россиянин вряд ли бы боролся за очки, но гонка в целом сулила приятные перспективы финишировать в числе 13 оставшихся участников. Но всё предрешила коварная неприятность, случившая в пит-лейне, куда ушли все болиды во время красного флага.

Механики «Альфа Ромео» только сменили шины на машине Кими Райкконена и поспешили отпустить финна, дав зелёный цвет прямо перед носом болида россиянина. Избежать столкновения было нереально — Райкконен вышел из ситуации целым, но с десятисекундным штрафом, а болид «Хааса» оказался разрушенным и сошёл с дистанции.

 

Перспективы на следующий сезон

В остальных же гонках Никита действительно смотрелся слабее своего напарника, но его итоговое 21-е место и бесконечный троллинг со стороны поклонников автогонок выглядят немного неуместными — здесь сказалось сильное невезение. Более того, россиянин вряд ли сильно хуже некоторых других гонщиков сезона, которым просто повезло оказаться в более быстрых машинах. Но дебютный год в Формуле-1 получился крайне жёстким.

Я многому научился в этом сезоне. Совершенно точно, что этот год отличается от всех остальных лет в моей жизни. Я определённо стал лучше как гонщик во всех аспектах и получил уроки за пределами гоночной трассы. Мне потребовалось много времени, чтобы освоиться в команде, понять, как работает большой коллектив, и научиться максимально продуктивно взаимодействовать с людьми, которые со мной работают во время гоночного уик-энда. Работая с командой, я понял, что должен здесь и сейчас показывать результат, поскольку в "Формуле-1" редко выпадет второй шанс.

Никита Мазепин об итогах сезона

Никита точно останется в команде на следующий сезон. Вряд ли стоит ждать от команды и гонщика космического скачка, поскольку новый болид всё равно будет дорабатываться по ходу сезона, а гонщики — к нему привыкать. Но именно способность к адаптации и даст нам окончательный ответ на то, насколько Мазепин соответствует уровню главных автогонок современности. Наверняка они с Шумахером начнут 2022 год в одинаковых болидах, что сделает их противостояние ещё интереснее.

Новости дня