Наследник Шумахера или дутый чемпион? Чем Феттель запомнится в Формуле-1

Карьера немецкого гонщика оставила странное послевкусие.

Наследник Шумахера или дутый чемпион? Чем Феттель запомнится в Формуле-1 Red Bull Content Pool

Четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель объявил об уходе из Формулы-1 по окончании сезона-2022. Войдёт ли немец в историю как один из самых великих гонщиков? Давайте проследим его карьерный путь длиною в 15 лет и попробуем ответить на этот вопрос.

Один из самых результативных гонщиков, но…

В автоспорте, да и, наверное, в любом другом виде спорта, часто говорят: настоящее признание спортсмен получает только после завершения карьеры. Неправда! Михаэль Шумахер стал великим ещё в разгар первой части карьеры, Фернандо Алонсо при двух своих титулах считается одним из лучших гонщиков в истории, хотя вернулся в Ф-1 и уходить пока не собирается. Посмотрите на MotoGP, где Валентино Росси ещё до завершения карьеры стал настоящей легендой. Так что признание либо есть, либо нет, и Себастьян Феттель, увы, уходит непризнанным чемпионом.

Да, это странно: гонщик четырежды стал чемпионом мира и уступает только Шумахеру и Льюису Хэмилтону, выиграл 53 гонки – третий за всю историю, 122 раз побывал на подиуме – тоже третий. Он единственный в истории, кто одержал девять побед подряд. При этом человек ни разу, внимание, не выиграл ни одной гонки при старте ниже третьего места, да и 100 своих подиумов завоевал при старте из первой тройки. И все достижения Себа можно описать именно так – исключительно в цифрах, а это интересно только любителям статистики. О его победах никогда не будет рассказано легенд. Просто нечего рассказывать, поскольку стиль всегда был одинаковый: уехал от всех на старте и выиграл. А если не уехал, то либо ошибся и потерял победу, либо столкнулся с соперником и сошёл.

Попробуем вспомнить навскидку какую-нибудь действительно яркую гонку в исполнении Феттеля? Дождевые Фудзи и Шанхай в 2007-м, Монца-2008, где он сенсационно выиграл на машине «Торо Россо». Но с переходом в «Ред Булл» его талант словно растворился. Да и зачем там талант был нужен? Зачем было прогрессировать и учиться дальше? Команда дала ему такую машину, что можно было полсезона попадать в аварии, мучиться с шинами, а затем собраться во второй части сезона, выдать серию из четырёх побед подряд и стать чемпионом, как в 2010-м и 2012-м. Про 2011-й и 2013-й вообще нечего говорить, ибо оба чемпионата были выиграны в одну калитку на машине, которая на отдельных этапах была быстрее остальных на 1,5 секунды. Ну а напарник Марк Уэббер выступал на уровне Серхио Переса сейчас: не всегда адаптировался к машине, выигрывал две-три гонки за сезон, и всё.

Так немец и наштамповал свои победы и титулы. Но не всегда величие измеряется в цифрах и рекордах, и Феттель – наглядный тому пример. К примеру, он не попал даже в топ-10 рейтинга лучших гонщиков в истории по версии TopGear. А учёные Шеффилдского университета в Англии в своём рейтинге поставили Себа на десятую строчку.

Символичное фото: Себастьян Феттель поклоняется машине после завоевания четвёртого чемпионского титула. Фото: Red Bull Content Pool.

Хотел стать новым Шумахером для «Феррари»

Четырёхкратный чемпион мира мог изменить мнение о своих достижениях в лучшую сторону, если бы стал чемпионом с «Феррари», и он, наверное, сам это прекрасно понимал. Но Себ допустил одну большую ошибку: он мечтал повторить достижение своего кумира Михаэля Шумахера, но почему-то решил, что ему по силам сделать это в одиночку.

Шумми в своё время привёл за собой в Маранелло конструктора Рори Бёрна и технического директора Росса Брауна. Кого привёл Себ? Никого, ни одного сотрудника, за исключением своего личного пресс-атташе Бритты Роеске. А поднять в одиночку команду, измученную политическими дрязгами и постоянными кадровыми изменениями, было нереально. Это не переход Льюиса Хэмилтона в «Мерседес», который несколько лет тщательно готовился к переходу на гибридные моторы.

Да, Феттель лидировал в чемпионате и в 2017-м, и 2018-м, но к концу второй трети сезона оба раза всё рушилось – машина начинала ломаться, обновления не работали, и титул стремительно уплывал из рук. Сам он часто ошибался и терял очки и в конце концов по окончании сезона-2019 ушёл из команды, так и не став новым Красным бароном.

В отличие от Михаэля Шумахера, Себастьян Феттель пошёл в «Феррари», один. Фото: Ferrari.

Пчеловод и активист

Может, Феттеля разбаловали годы доминирования с «Ред Булл» или ему уже просто было всё равно, но всё, что он ни делал после ухода от «Красных быков», – всё было как-то наобум что-ли. Ушёл в одинокое плавание в «Феррари» вместо того, чтобы попробовать увести ключевых сотрудников из «Ред Булл» – например, конструктора Эдриана Ньюи. После ухода из «Феррари» он ушёл зачем-то в середняк «Рейсинг Поинт»/«Астон Мартин». Хотя была возможность вернуться «Ред Булл», и вообще он подумывал о завершении карьеры или как минимум паузе, что было лучше, чем бороться за считанные очки и всего дважды, в хаотичных гонках в Азербайджане и Венгрии в 2021-м, заехать на подиум.

Вообще, два последних года в Формуле-1 потратил на дела за пределами гоночной трассы. Четырёхкратный чемпион мира подался в активисты и теперь регулярно выступает в защиту прав ЛГТБ-сообществ, уделяет большое внимание проблемам экологии и призывает не засорять планету и иногда сам подаёт пример, как в прошлом году в Сильверстоуне, когда после гонки убрался на трибунах. Ещё он заботится о здоровье пчёл и в рамках специального проекта построил улей. Всё это, конечно, похвально, но зачем тогда нужно было гоняться в 2021-м и 2022-м?

Себастьян Феттель убирается на трибуне в Сильверстоуне. Фото: Aston Martin.

Впрочем, такая половинчатость – это прямо отображение всей карьеры Феттеля в Ф-1. Всё у него было наполовину: море титулов, но без признания, мечта стать чемпионом с «Феррари», но без поддержки, откровенное «доезжание» карьеры вместо чёткого решения уйти, раз нет конкурентоспособной машины. Конечно, большое спасибо, Себ, за эти 15 лет, но мы так тебя и не поняли. Может, объяснишь когда-нибудь в автобиографии.

Новости дня