Льюису Хэмилтону — 38 лет. Пора уходить из Ф-1 или семикратный ещё поборется?
Британец празднует свой последний день рождения в статусе гонщика Формулы-1?
7 января исполнилось 38 лет самому успешному гонщику в современной Формуле-1 Льюису Хэмилтону, рекордсмену по числу поулов, побед и подиумов, а также обладателю совместного с Михаэлем Шумахером рекорда по количеству титулов. Будут ли новые успехи в гонках и чемпионате? Вопрос весьма интересный и актуальный.
Провёл худший сезон в карьере
Ни одного поула, ни одной победы и финиш за пределами первой пятёрки в чемпионате. В 2022-м Льюис Хэмилтон не просто провёл свой худший сезон за 15 лет в Формуле-1, но и вообще за все 20 лет в гонках на машинах с открытыми колёсами. Вдобавок ко всему он ещё и проиграл своему новому напарнику по «Мерседесу» Джорджу Расселлу, уступив ему 35 очков — дистанцию одной победы и пятого места. И дело было не только в скверной машине, которая полсезона «козлила» на прямых и заметно уступала в скорости «Ред Булл» и «Феррари».
Проблемы с мотивацией налицо
На большинстве Гран-при прошлого года семикратный чемпион мира выступал ниже своих способностей. Просто посмотрите на такую статистику: 13-4, 6-5, 5-3, 8-5, 4-3 и затем 3-4, 3-сход, 3-4, 2-3, 2-3. Это результаты Льюиса и его напарника Джорджа Расселла в прошлом сезоне на отрезке с апреля по июнь и с июня по июль. Как говорится, почувствуйте разницу.
Второй, более успешный стинт как раз совпал с прогрессом команды, когда наконец-то и обновления W13 заработали, и «козления» меньше стало. А после того как в начале осени опять машина начала капризничать, Хэмилтон сдал: 4-2, 5-3. Динамика весьма показательна: едет машина — едет и Льюис, и наоборот. Прекрасно видно, что бороться в конце первой шёстерки 103-кратному победителю гонок Ф-1 абсолютно неинтересно.
И вот представим, если «Мерседес» в сезоне-2023 снова окажется среди догоняющих — тяжело придётся. Да и даже если команда вернётся на вершину, то Льюису ничего не гарантировано.
Есть вопросы по адаптации к машине и шинам
Есть некоторые сомнения в том, насколько хорошо подружился Льюис Хэмилтон с новым поколением машин Формулы-1 и низкопрофильными шинами. Дело в том, что болиды стали более тяжёлыми, менее отзывчивыми и предсказуемыми для пилотов, а шины теперь крайне чувствительны к настройками антикрыльев, дорожного просвета, балансу тормозов, чего в годы доминирования британского гонщика не было.
Да, работа Хэмилтона — адаптироваться к любым условиям и любой технике. Но проблема в том, что ему по умолчанию подходят более резкие, юркие машины, на которых можно экспериментировать с траекториями, поздно тормозить, рано открывать газ. С новой техникой так не поиграешься. То же самое и с шинами — на более предсказуемых 13-дюймовых колёсах Льюис мог проехать 67 кругов подряд, как в Монако-2019, и выиграть. Теперь найти ключ к резине и просчитать все тактические ходы заранее стало тяжелее.
Понятно, что за рулём непростой машины W13 было и не до адаптации. Но ведь в Бразилии, когда первый и единственный раз «Мерседес» оказался быстрейшей командой, Льюис в квалификации, спринте и гонке проиграл молодому напарнику по команде. Хотя, казалось бы, вот он шанс прервать беспобедную серию, но не сложилось. Учитывая вопросы по адаптации, есть над чем задуматься, да?
38 лет — это много или мало для гонщика Формулы-1?
Льюис Хэмилтон уже перешагнул средний возраст, при достижении которого пилоты Ф-1 уходят на пенсию — по крайний мере в последние пару десятилетий. Примерно это 36-37 лет. Бывают исключения, как Кими Райкконен и Фернандо Алонсо, для которых и 40 лет — не преграда для участия. Но вот похвастать в таком возрасте особо нечем, и статистика — лучшее тому подтверждение.
За всю историю Формулы-1 в возрасте 38+ побеждали 16 пилотов, из них только один выигрывал в XXI веке — Райкконен на Гран-при США - 2018. Да и в 90-х таких ветеранов было всего двое: Нельсон Пике в Канаде-1991 и Найджел Мэнселл в Австралии-1994, причём оба выиграли за счёт сходов более быстрых соперников. С чемпионскими титулами всё ещё сложнее: со времён Деймона Хилла в 1996-м никто не становился чемпионом мира после 35 лет. Так что тенденция более чем красноречивая и не в пользу Льюиса. Против природы не попрёшь.
Конечно, пожелаем чемпиону в день рождения показать, что у него нет никакого спада и возраст — совсем не помеха. Но высока вероятность, что лучшие годы Хэмилтона в Формуле-1 всё-таки остались позади и определённые предпосылки были видны уже в прошлом году. Так что как бы сезон-2023 не стал для него прощальным, тем более контракт с «Мерседесом» закончится в конце года.