Квят и Райкконен провалились в гонке NASCAR. Что пошло не так в Уоткинс-Глене?

Бывшие пилоты Формулы-1 затерялись на фоне американцев.

Квят и Райкконен провалились в гонке NASCAR. Что пошло не так в Уоткинс-Глене? NASCAR

В минувшее воскресенье, 21 августа, бывшие коллеги по Формуле-1 Даниил Квят и Кими Райкконен снова встретились на одной трассе. Россиянин и финн приняли участие в гонке американской серии NASCAR на трассе Уоткинс-Глен в пригороде Нью-Йорка. Один вышел на старт второй раз за последние полмесяца, второй дебютировал в высшей лиге после двух заездов в младших дивизионах в 2011 году. Прийти и показать американцам, как надо ездить, у формулистов не получилось.

Скорости не было весь уикенд ни у россиянина, ни у финна

Перед дебютом Даниила Квята в Индианаполисе в конце июля мы подробно рассказывали, почему нереально прийти в NASCAR даже из чемпионата мира Формулы-1 и с ходу победить. Уровень конкуренции в серии запредельный, местные пилоты мастеровитые, всю карьеру гоняются на сток-карах и дадут фору любому новичку, а гонки очень специфичные — длинные, по три-четыре часа, важно правильно распределить усилия на дистанции, быть терпеливым и точно знать, когда лучше атаковать, а когда — отступить.

Собственно, пример Квята в Инди стал тому подтверждением: россиянин квалифицировался 36-м среди 38 участников, а до поломки машины на середине гонки ехал 32-м и на своём быстрейшем круге уступил 2,2 секунды лидеру. И в таком же темпе трёхкратный призёр гонок Ф-1 продолжил в Уоткинс-Глене: показал предпоследнее, 38-е время в тренировке, а в квалификации стал 36-м в 2,6 секундах позади обладателя поула.

Лучше, хотя и ненамного, предгоночные заезды провёл Кими Райкконен: 20-й в тренировке и 27-й в квалификации. Неплохо на фоне Квята, но и команда у финна всё-таки посильнее — Trackhouse, выигравшая в нынешнем сезоне три гонки, тогда как лучшее достижение коллектива Hezenberg, за который выступает россиянин — 22-е место. Но двум своим напарникам, причём не самым топовым пилотам Россу Честейну и Даниэлю Суарезу, Кими стабильно уступал 10 позиций и ехал почти на полсекунды медленнее обоих. Хотя, казалось бы, где чемпион мира Формулы-1, а где арбузный фермер и мексиканский легионер.

Кими Райкконен на пресс-конференции в Уоткинс-Глене. Фото: NASCAR.

В гонку без подготовки

Местным гонщикам в среднем требуется два-три года, чтобы вкатиться и начать побеждать в высшем дивизионе NASCAR. А ведь они с юных лет, что называется, «варятся» в этих условиях, годами гоняются на тех же трассах в младших лигах. И вот представьте, на что могут рассчитывать пилоты, для которых гонки сток-каров – тёмный лес, густые чащи, поскольку они всю жизнь гонялись на машинах с открытыми колёсами. И неважно, что участвовали они в самой Формуле-1. Не поймите неправильно, это не восхищение американской серией, просто NASCAR – это отдельный мир со своими нюансами и суперзвёздами.

Что хуже всего для новичков, времени на адаптацию попросту нет. Тестов очень мало, а в расписании гоночного уикенда всего одна 60-минутная тренировка, за которой без всякой паузы следует квалификация. И в Индианаполисе, и в Уоткинс-Глене Даниил Квят проехал 12 кругов перед гонкой, Кими Райкконен перед своим дебютом преодолел 23 круга, то есть примерно 100 км, одна треть дистанции гонки. Скажем прямо, это вообще ни о чём, особенно на незнакомой трассе для обоих – узкой, скоростной, со слепыми поворотами и зонами жёсткого торможения.

«Я мог добиться большего, но для этого надо было проехать побольше кругов. Пока даже не знаю, какую лучше траекторию выбрать», – посетовал Райкконен после квалификации.

К слову, по ходу этапов в NASCAR запрещено работать с телеметрией, изучать данные прохождения круга можно только на немногочисленных официальных тестах. И это, безусловно, тоже огромный минус для дебютантов.

Машина Даниила Квята. Фото: Team Hezeberg.

Штраф, поломка, авария

Чуть-чуть помогла бывшим пилотам Формулы-1 погода в воскресенье. Дело в том, что в NASCAR почти не бывает дождевых гонок – на овалах в дождь вообще не гоняются, а на дорожниках впервые за все 70 лет истории участники погонялись по мокрому асфальту в октябре 2020-го! Затем было ещё две дождевые гонки, и всё. Причём на новых автомобилях, дебютировавших в 2022-м, никто вообще не ездил под дождём. И вот в Уоткинс-Глене ливануло так, что старт отложили на два часа.

Шансы Кими Райкконена и Даниила Квята с остальными гонщиками вроде бы уравнялись. И действительно финн уже к четвёртому кругу поднялся на 19-е место, россиянин вышел на 34-ю строчку. Однако очень быстро трасса высохла, к 16-му кругу, и фора закончилась, а вместе с ней и везение.

Квят при заезде на пит-лейн за сликами превысил скорость и заработал штрафной проезд, откатившись на предпоследнее 38-е место. На 32-м круге он снова свернул на пит-роуд, на этот раз из-за поломки гидроусилителя руля. Россиянин вернулся на трассу, но ремонт занял 1 час и 2 минуты! Так что оставшаяся часть дистанции превратилась для Дани в тесты.

Недалеко уехал и Райкконен. За счёт альтернативной стратегии финн какое-то время поборолся в первой десятке, а потом опять вернулся в район топ-20 – на 22-е место. На этой позиции финн и шёл, когда на рестарте на 46-м круге попал в аварию: пытаясь избежать столкновения с развернувшимся соперником, он потерял управление, вылетел на обочину и врезался в отбойник.

Как итог, Райкконен сошёл, Квят финишировал 36-м в 32 кругах позади победителя. Бывшие коллеги по Формуле-1 даже на двоих не проехали всю дистанцию гонки – 83 круга вместо 90.

Квят трижды финишировал на подиуме в Ф-1, а Райкконен выиграл 21 гонку и стал чемпионом мира. Фото: Red Bull Content Pool

Что дальше по расписанию?

В следующий раз Даниил Квят выйдет на старт 9 октября на дорожной трассе в Шарлотт. Если, конечно, в программе россиянина на нынешний год не произойдёт изменений и он не решится выступить на овале. Но вообще Даня мечтает провести полный сезон.

«Возможно, дебютирую на полном расписании в 2023 году. Я мечтаю выигрывать гонки и надеюсь, что однажды стану чемпионом NASCAR», – заявил российский пилот.

В расписании Кими Райкконена этап в Уоткинс-Глене единственный, и пока вообще непонятно, вернётся ли Айсмен или это был разовый эксперимент. Посмотрим, будем следить за новостями. Но что верно и к россиянину, и к финну: обоим нужно как можно больше практики, в том числе в младших дивизионах, если они всерьёз настроены чего-то добиться в NASCAR. С тремя гонками за два с половиной месяца далеко не уедешь.

Новости дня