Формула-1 свернула не туда: красные флаги теперь дают из-за гравия на трассе

Столь неудачных манипуляций гонками нет даже в США.

Формула-1 свернула не туда: красные флаги теперь дают из-за гравия на трассе mercedes-benz-archive.com

Ещё четыре-пять лет назад болельщики Формулы-1 смеялись над заокеанской серией НАСКАР, где организаторы могут нейтрализовать гонку из-за пластиковой бутылки или пакета на трассе. Но теперь, после Гран-при Австралии в прошлые выходные, формульному сообществу совсем не до смеха.

Стремление к большей зрелищности

Тенденция к большому количеству красных флагов началась в Формуле-1 примерно в 2020 году. Достаточно взглянуть на цифры: за 63 последних этапа гонку останавливали 17 раз. Сравните с аналогичным отрезком с 2016-го по 2019-й, когда было всего три красных флага. В начале прошлого десятилетия гонку останавливали четырежды. Тогда как, например, статистика по выездам машины безопасности: одинаковая: 2010-2013 — 48, 2016-2019 — 51, 2020-2023 — 50.

Причём не сказать, что причины были веские. Всего дважды в этих 17 случаях красные флаги выбрасывали из-за плохой погоды и пять раз — из-за повреждения барьеров. Причины десяти прецедентов — просто обломки на трассе после аварии. И, кажется, не всегда паузы были связаны именно с безопасностью.

Да, нет прямых доказательств договорённости гоночной дирекции, подконтрольной ФИА, и коммерческими владельцами Ф-1. Но какой-то негласный договор наверняка имеется. Организаторам проще остановить гонку, не тратить круги за сейфти-каром и оставить их на полноценное продолжение заезда, да ещё и с рестартом с места, который практикуется в Ф-1 с 2015 года. Такой сценарий, безусловно, добавляет зрелищности и непредсказуемости. Как говорится, больше шоу за те же деньги.

Фото: Red Bull Content Pool.

Перебор в гонке в Мельбурне

Но то, что мы увидели на Гран-при Австралии — это полный перебор. Ладно, Кевин Магнуссен разбил машину за пять кругов до финиша, и без красных флагов гонка гарантированно закончилась бы за автомобилем безопасности. Маршалы не успели бы убрать обломки за оставшиеся шесть-семь минут.

Но когда вы останавливаете гонку на восьмом круге из-за того, что пилот при аварии вынес гравий на трассу… Это как раз к слову к насмешкам над машинами безопасности в Индикаре и НАСКАРе из-за мусора на трассе. Знаете, в списке из 93 красных флагов в истории Ф-1 это первый случай с пометкой «гравий на асфальте».

«В чём, собственно, проблема убрать гравий? Замедлите пелотон, и тогда машины никак не помешают маршалам почистить асфальт», — удивился чемпион мира — 2009 Дженсон Баттон, комментировавший гонку на британском Sky Sports.

Идём дальше, начало 57-го круга, рестарт с места после аварии Кевина Магнуссена. Новички Ник де Врис и Логан Сарджент вылетают в первом повороте, во втором сталкиваются Фернандо Алонсо и Карлос Сайнс, а на выходе из третьего устраивают завал Пьер Гасли и Эстебан Окон. Да, обломки повсюду, но, гоночная дирекция, вы зачем даёте красные флаги, если на рестарт у вас попросту не останется кругов? 57-й круг участники завершат на пит-лейне, а заключительный 58-й потратят на круг выезда из боксов. Без вариантов: овертаймов в Формуле-1, как в НАСКАРе, нет, да и топлива, наверное, не всем хватило бы на лишние 5,3 км дистанции. Проведите уж тогда пелотон за автомобилем безопасности на следующем круге, и всё, что, собственно, и вышло, но после 20-минутного периода красных флагов.

Фото: Red Bull Content Pool.

В конце концов, непонятно, почему второй рестарт с места, а не с хода, который более безопасен. Неужели в башне управления гонкой не понимали, что любая более-менее серьёзная авария на предпоследнем круге будет автоматически означать завершение гонки под сейфти-каром?

В общем, заигрались в Формуле-1 в шоу по полной, причём настолько, что вместо зрелища получается каламбур. Такой вот главный итог Гран-при Австралии.

Новости дня