Ферстаппен — новый король Формулы-1. Ода двукратному чемпиону
В Ф-1 настала эпоха голландского гонщика.
Гонщик «Ред Булл» Макс Ферстаппен поставил точку в сезоне-2022, досрочно оформив титул и став двукратным чемпионом мира Формулы-1. Победил голландец вполне заслуженно, и, похоже, что этот успех далеко не последний для него.
12 побед в 18 гонках — такое не удавалось даже Хэмилтону
Спортсмены говорят, защитить чемпионское звание сложнее, чем завоевать. Что же, Ферстаппен вряд ли согласится с этим утверждением. Если за первый титул голландец рубился с Льюисом Хэмилтоном до последнего круга финальной гонки сезона, то второе чемпионство он взял играючи.
Да, начало года было тяжёлым. В двух из трёх первых Гран-при Макс сошёл из-за поломки двигателя, машине не хватало скорости и сбалансированности, особенно на фоне «Феррари», автомобиль которой ехал как по рельсам. Тем не менее действующий чемпион выиграл в Джидде, а после того, как к первому европейскому этапу команда доработала RB18 и подтянула надёжность силовой установки, он просто полетел по трассе.
Просто вдуматься, начиная с Имолы, голландец выиграл 11 гонок и остался без побед всего четырежды. По чистой скорости он проиграл только в Монако и Австрии, в Великобритании его отбросило назад повреждение машины, а в Сингапуре подвела команда. В конце лета и начале осени Макс был просто непобедим и выиграл пять гонок подряд. Причём ему было без разницы, с какой позиции побеждать. 10-й на старте в Венгрии или 14-й на стартовом поле в Бельгии? В обоих случаях он вышел вперёд уже к середине гонки и умчался от всех. По ходу этой серии Ферстаппен даже установил уникальное достижение – четыре победы подряд с четырёх разных позиций на старте. Что говорить про 12 побед за 18 гонок. За всю историю Ф-1 больше 11 раз за сезон побеждали только двое – Михаэль Шумахер и Себастьян Феттель.
Конечно, кто-то скажет, что всё дело в машине. Но это не так, и тут достаточно привести один пример. На параде пилотов на «Сузуке» гонщик «Феррари» Карлос Сайнс сказал: «Погода нам на руку, под дождём мы поборемся с «Ред Булл». Гонка прошла под дождём, и что, поборолись? За сокращённую почти вдвое дистанцию – с 53 до 28 кругов – Ферстаппен «привёз» всем во главе с напарником Серхио Пересом 27 секунд!
«Ред Булл» — сильнейшая команда в сезоне-2022
Успех Макса Ферстаппена, безусловно, был бы немыслим без команды. Просто посмотрите на Шарля Леклера, который при неплохой машине проиграл голландцу за сезон примерно 150 очков. «Феррари» раз за разом провалилась по тактике, не сумела довести до ума надёжность мотора и не определилась с приоритетом между пилотами.
«Ред Булл» стал прямой противоположностью «Феррари» в этом году. Буквально за месяц с начала сезона они доработали несбалансированную машину, разобрались с неполадками мотора, стоившими Максу как минимум 36 очков в чемпионате. При этом они безупречно действовали по тактике.
Любители статистики заметили такой интересный момент: «Красные быки» провели за 18 гонок больше всех пит-стопов. О чём это говорит? Стратеги, механики оперативно реагировали на ситуацию, если было нужно, проводили лишний пит-стоп или оттягивали момент остановки до последнего, перестраивались. Взять хотя бы Монцу: Леклер остановился на первый пит-стоп на 12-м круге, Ферстаппен – на 25-м, хотя стартовал на таких же шинах, как монегаск, и получил преимущество в конце гонки.
Ну и что говорить про приоритеты команды. «Ред Булл» быстро поставил Серхио Переса на место, после того как в конце весны мексиканец прибавил, выиграл гонку в Монако и заявил о намерении побороться за титул. На Гран-при Азербайджана ему попросту запретили бороться с Максом. Да, неспортивно, но хватило бы Чеко на весь сезон? Сомнительно. Всё-таки Ферстаппен – гонщик другого класса, он стабильнее, быстрее. Так что всё правильно сделали.
Впереди у Макса ещё много побед и титулов
Ферстаппену всего 24 года, а он уже двукратный чемпион мира Формулы-1 и победитель 32 Гран-при. Столько же титулов и побед у 41-летнего Фернандо Алонсо, который гоняется в Формуле-1 с 2001 года. Чего голландец добьётся к своим 41 годам? Ведь просто вдуматься: он уже шестой за всю историю Ф-1 по победам и 17-й в списке пилотов, выигравших больше одного титула. Так можно попробовать замахнуться на рекорды Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона.
Проблем с мотивацией у Макса нет. Вспомните, как он расстроился провалу в квалификации Гран-при Сингапура, когда уже с исходом чемпионата всё было ясно. Команда «Ред Булл» крепко выстроена – все ключевые инженеры, менеджеры останутся на своём месте в среднесрочной перспективе. Технических ресурсов достаточно, да ещё и мотористы «Хонды» надумали вернуться в Ф-1. А технический регламент не изменится до 2026 года. Так что есть все предпосылки к многолетнему доминированию Ферстаппена, особенно если «Феррари» и «Мерседес» не подтянутся.