Это Вегас, детка. Зачем Формуле-1 новая ночная гонка

Для чего Ф1 так много гонок в США и чем будет примечателен новый Гран-при?

Это Вегас, детка. Зачем Формуле-1 новая ночная гонка F1

В 2023 году календарь «Королевских гонок» пополнится этапом на городской трассе в Лас-Вегасе, который станет уже третьим на территории США после Остина и Майами. Зачем так много гонок в одной стране и чем будет примечателен новый Гран-при?

Не дебют, а возвращение

Все новое – это хорошо забытое старое. Формула-1 уже приезжала в Лас-Вегас, в 1981-м и 1982-м, и что самое интересное – на тот же самый бульвар Стрип, где состоится гонка в 2023-м. Оба раза визит получился, мягко говоря, провальным. Гоночное кольцо было построено на скорую руку на пустынных задворках гостиничного комплекса Цезарь-Палас, в буквальном смысле на парковке. Организаторы просто расставили барьеры из бетонных блоков и отработанных покрышек, навезли песка на обочины, и вуаля – трасса готова! Вышло серо, уныло и неинтересно, да ещё и конфигурация трека оказалась ужасной – три однообразных узких витка со шпильками, парой скоростных поворотов и коротенькими прямыми. Обгонять, понятное дело, было негде.

Не спас реноме Гран-при Цезарь-Паласа, а именно так называлась гонка, даже тот факт, что трасса закрывала сезон и оба раза становилась ареной коронации чемпиона мира. Никаких драм, борьбы колесо в колесо до клетчатого флага. Нельсон Пике в 1981-м и Кеке Росберг в 1982-м финишировали в конце первой шестёрки и тихой сапой забрали титулы.

В современной версии трасса в игорной столице США будет куда веселее, хотя бы потому, что пройдёт не на парковке, а вдоль отелей Цезарь-Палас, Белладжио, Венеция, ресторанов, баров, бассейнов. И всё это на фоне ночного города, гонка стартует поздно вечером – в 22:00 по местному времени.

Конфигурация трассы в Лас-Вегасе

Трасса не такая простая, как кажется

На первый взгляд, конфигурация новой городской трассы в Лас-Вегасе больше подходит американским гоночным сериям IndyCar и NASCAR, где на первом плане максимальная скорость и мощность, а не техничность и требовательность к мастерству пилотов. И действительно, ну что такое 14 поворотов на 6,1 км. В Джидде 28 поворотов, в Баку – 20, хотя протяжённость круга там точно такая же, как в Вегасе.

Но нужно отдать должное архитекторам трассы, потому что все эти повороты образуют интересные связки и расставлены весьма динамично между тремя длинными прямыми. За коротким стартовым прямиком следует секция из четырёх медленных поворотов. Затем у гонщиков будет возможность перевести дух на прямой и подготовиться к следующему броску – прохождению 180-градусной затяжной дуги, точной копии участка Сочи Автодрома вокруг Медальной площади. Плавно этот тягун перетекает в «змейку», которая заканчивается жестким торможением и 90-градусным поворотом, выводящим на двухкилометровую прямую. Скорость в конце этого прямика, согласно, расчётным данным, составит 342 км/ч. И интенсивность торможения в конце будет невероятно высокой, поскольку далее следует шикана из 11, 12 и 13 поворотов. Не будет пилотам легко и на главной прямой, разделённой плавным изгибом чуть ли не на старт/финишной черте.

В общем, инженерам команд придётся поломать голову над балансом между максимальной скоростью и прижимной силой, а пилотам малейшая потеря концентрации и ошибка, особенно на торможении, будут чреваты вылетом и аварией. Зрелище гарантировано, а это однозначно главная цель, с которой Ф-1 возвращается в Лас-Вегас.

Почему Гран-при решено провести ночью? Во-первых, ради красивой ТВ-картинки, а во-вторых, Вегас, будучи городом развлечений, никогда не спит. И ещё один немаловажный момент: гонка состоится в субботу, а не в воскресенье, чего в Формуле-1 не случалось с 1985-го. И логика здесь тоже вполне понятна: развлекаться надо в ночь на воскресенье, а не на понедельник, когда многим надо на работу. Ну и меньше пересечений с NASCAR, финал сезона которой, скорее всего, пройдёт в тот же уик-энд.

Зачем Формуле-1 третья гонка в США?

В последние годы Большие Призы стремительно набирают популярность в Штатах. Гонка в Остине осенью прошлого года собрала на трибунах рекордные 400 тысяч зрителей, ТВ-рейтинги трансляций в США только за один прошлый год выросли на 58%. А все билеты на главную трибуну майской гонки в Майами были раскуплены в день старта продаж в начале ноября 2021-го!

Зрелищный и скандальный сезон-2021, усилия американских владельцев чемпионата по популяризации, в том числе при содействии Netflix и их документального сериала Drive to Survive, сделали своё дело. Конечно, до цифр NASCAR пока всё равно далековато, но Ф-1 уже опередила IndyCar. Например, гонку в Бахрейне 20 марта в США посмотрели 1,3 млн человек, тогда как американское формульное первенство в Сент-Питерсберге собрало 954 тысячи зрителей, а серия сток-каров в Атланте – 4 млн.

Интерес к Формуле-1 в Штатах высок как никогда раньше, и, что не менее важно, потенциал далеко не исчерпан, учитывая размеры страны и аудитории. Появление третьей гонки было лишь вопросом времени.

Компьютерное изображение трассы в Лас-Вегасе

Этап в Лас-Вегасе занял место Гран-при России?

Скорее, да, чем нет. Слухи о возвращении Формулы-1 в Лас-Вегас появились примерно за месяц до того как был расторгнут контракт на проведение этапа чемпионата мира в России. И тогда инсайдеры сообщали, что если третья гонка на территории США и появится, то, наверное, не раньше 2024-го. Просто надо понимать такой момент: максимально возможное количество этапов в календаре по нынешней договорённости Ф-1 и FIA с командами – 24. В сезоне-2022 с Сочи их было бы 23, при этом имеются и действующие соглашения с Китаем и Катаром, которые должны вернуться в расписание в 2023-м. Получаем 25 этапов! Без контрактов на следующий год только Франция, Бельгия и Мексика, и сомнения в продлении есть лишь относительно французов.

Так что, исключив Гран-при России, Liberty Media значительно облегчила себе задачу по включению Лас-Вегаса в календарь. Но, конечно, проводить какие-то параллели не стоит – и с полугородским Сочи Автодромом, и тем более с классической Игора Драйв, которая должна была перехватить у трассы в Адлере в 2023-м право на проведение российского этапа. Трасса в Вегасе абсолютно нетипичная для Формулы-1, а антураж Гран-при будет схож с гламурным Монако и ночным Сингапуром. Как этот проект будет выглядеть на практике, узнаем через полтора года, в ноябре 2023-го.

Новости дня