Драйвовая развязка! Были ли в истории Формулы 1 финалы покруче победы Ферстаппена?

Вспоминаем драматические финиши Королевы автоспорта.

Драйвовая развязка! Были ли в истории Формулы 1 финалы покруче победы Ферстаппена? Mark Thompson/Getty Images

Мы только отходим от лихо закрученного сюжета в заключительной гонке сезона в Формуле 1, который подарил нам вырванную на последнем повороте победу Макса Ферстаппена над Льюисом Хэмилтоном. Эта гонка точно войдёт в историю как одна из величайших и займёт своё место среди других, не менее шикарных развязок за 71-летнюю историю главных автогонок.

Опыт Хэмилтона

А ведь Хэмилтон прекрасно знает, что такое побеждать на последнем повороте. В 2008 году он приехал на заключительный Гран-при Бразилии в статусе лидера с запасом в 7 баллов перед Фелипе Массой. Но слабая квалификация британца и бешеная мотивация Массы, выступавшего перед родными зрителями, а также перманентный дождь подарили нам ещё одну незабываемую развязку.

За несколько кругов до финиша над Интерлагосом вновь заморосило. В этот момент одним из немногих, кто доезжал гонку на дождевых шинах, оказался немец Тимо Глок. Масса и Хэмилтон вынуждены были заехать в пит-лейн, чтобы переобуться. Бразильцу удалось сохранить за собой лидерство, а вот его конкурент выехал сразу за немцем, шедшим четвёртым. За два круга до финиша мощный спурт удался Феттелю, который обошёл и Хэмилтона, и Глока. Положение британца усугубилось до критической отметки.

Понимая, что Масса на всех парах летит к победе на Гран-при, Хэмилтону необходимо было занимать как минимум пятое место, чтобы сохранить лидерство в таблице. Лишь в последнем повороте ему удалась атака на замедлившегося Глока, которая приведёт его к первому чемпионству. Любители конспирологии тут же подхватили тему умышленной капитуляции немца, однако всё было гораздо прозаичнее — у Хэмилтона оказались более свежие шины.

Фото: © Clive Mason/Getty Images.

Аделаида-94 и начало новой легенды

Сезон 1994 года был трагическим, поскольку начался с того самого уик-энда в Имоле, унёсшего жизни Роланда Ратценбергера и чемпиона мира Айртона Сенны из «Уильямса», который считался главным претендентом на победу. В итоге в лидеры чемпионата вышли напарник Сенны по команде Деймон Хилл и молодой немец Михаэль Шумахер из «Бенеттона». Они шли вровень практически весь сезон до самой финальной гонки в Аделаиде, перед которой немец опережал британца на один балл.

Именно эта парочка захватила лидерство на первых кругах и шла в таком темпе до 36-го круга, когда Шумахер допустил ошибку и вылетел с трассы, врезавшись в отбойник. Повреждение не было серьёзным — немец тут же вернулся на трассу, однако сзади уже появился болид Хилла, который не видел, что произошло до этого. Происходит столкновение двух лидеров: машина немца взлетает и отправляется в сторону барьеров, а болид британца получает тяжёлые повреждения подвески и уходит в боксы.

Так уж получилось, что в этот день на трассу не смог вернуться ни один, ни другой, что принесло 25-летнему немцу первый в карьере чемпионский титул и положило начало новой легенде. Мир поклонников Формулы-1 и по сей день разделён на два лагеря: одни утверждают, что Шумахер специально выбил Хилла, другие же уверены в роковой случайности. Сам немец все обвинения отрицал, а после победы заявил, что чемпионом стал Сенна, который был лучшим гонщиком того времени.

#OnThisDay: 1994 Australian Grand Prix

Michael Schumacher seals the first of his seven drivers' titles, but it wasn't without controversy#F1 pic.twitter.com/OV4S2k7Lem— Formula 1 (@F1) November 13, 2018 

Плохой копипаст Шумахера

В длинной карьере легендарного немца это не единственное тёмное пятно. Уже тремя годами позже история повторилась. В этот раз перед заключительным Гран-при Испании он опережал на один балл молодого и дерзкого Жака Вильнёва. Более того, у обоих были приблизительно равные по мощности болиды, что обещало невероятную развязку сезона.

Однако испанские зрители на трибунах вместе с миллионами телезрителей стали свидетелями странной истории. Вильнёв, отчаянно пытавшийся поймать лидирующего немца, за 22 круга до финиша нашёл лазейку для атаки и пошёл на обгон на узкой шпильке. Немец отреагировал с опозданием, но, когда выровнялся с соперником и понял, что деваться уже некуда, неожиданно пошёл на таран. В итоге «Феррари» сошла с дистанции, а Вильнёв благополучно доехал до своего единственного чемпионства.

Два года назад, в 2019-м, появился мощный инсайд из стана “Скудерии”, который приоткрыл завесу над странным поведением Шумахера в Хересе. Всё дело в том, что в его болиде постепенно отказывала система охлаждения и немец сошёл бы с дистанции в любом случае, а потому от отчаяния решил прихватить с собой и соперника, что сработало тремя годами ранее.

Michael Schumacher led Jacques Villeneuve by a single point going into 1997's final race...

We saw one of #F1's great season finales!#HistoryAwaits 🍿 pic.twitter.com/2RpGDopTng— Formula 1 (@F1) December 7, 2021 

Тормоз для напарника

Хэмилтона с Шумахером роднит не только великий шлейф побед, но и грязные приёмы в решающие моменты. Британец особенно запомнился этим в 2016 году, когда весь сезон вёл борьбу со своим напарником по «Мерседесу» Нико Росбергом. Очередной финиш в Абу-Даби едва не закончился драмой. Хэмилтону нужно было побеждать и надеяться, что немец не поднимется выше четвёртой строчки.

Всю гонку он уверенно лидировал, а сразу за ним шёл Росберг, у которого на хвосте висели Феттель и Ферстаппен на более свежих резинах. На 51-м круге Хэмилтон начал искусственно сдерживать Росберга, подставляя его под атаки Феттеля. Несмотря на все инструкции из паддока, британец не отходил от своего плана, однако немец выдержал безумное давление с двух сторон и победил в чемпионате.

Фото: © Clive Mason/Getty Images.

Русский след в борьбе за титул

Настоящая драма развернулась в юбилейный год 60-летия гонок. К завершающему этапу в Абу-Даби, который запомнился неописуемой красотой закатов, бороться за чемпионский титул приехали сразу четыре гонщика. Главным фаворитом был испанец Фернандо Алонсо из «Феррари», а пилоты «Ред Булла» Марк Уэббер и Себастьян Феттель шли ближайшими преследователями, но всё же с приличным отставанием по очкам. По сути, в этой гонке всё зависело от самого Алонсо.

Однако в дело вмешалась команда, которая приняла одно из самых провальных решений в своей истории. Там очень остро отреагировали на заезд Уэббера в боксы после небольшой аварии и решили также зазвать своего гонщика в пит-лейн. В этом решении нет ничего удивительного, ведь в “Скудерии” считали главным конкурентом именно австралийца. Алонсо вернулся на трассу седьмым, прямо перед носом Уэббера, но сразу за хвостом российского пилота «Рено» Виталия Петрова.

Этот хвост будет сниться испанцу всю оставшуюся жизнь, ведь болид российского пилота стал настоящим кошмаром на последующие 40 кругов гонки. Алонсо отчаянно атаковал россиянина, но уйти с заколдованного седьмого места так и не смог. Уэббера он опередил, однако гонку уверенно выиграл Феттель, который в итоге стал самым молодым чемпионом в истории гонок. Ферстаппен, кстати, его достижение перебить так и не сумел.

Фото: © Clive Mason/Getty Images.

Как по сценарию

А в далёком 1976 году произошёл финал, достойный Голливуда. Причём это не фигуральное выражение — в 2013 году фильм «Гонка», снятый по мотивам тех событий, получил две номинации на премию «Золотой глобус». Там пересказывалась заключительная гонка на японской трассе «Фудзи». Лидером чемпионата был Ники Лауда, которого пытался достать Джеймс Хант, отстававший на три очка.

Незадолго до старта гонки пошёл сильный дождь, который заставил многих гонщиков отказаться от выхода на трассу, но только не лидеров. Впрочем, уже после двух кругов Лауда, за три месяца до этого оказавшийся в тяжёлой аварии, едва не унёсшей его жизнь, понял, что рисковать по такой погоде не хочет, и ушёл в боксы.

Я ничего не видел и только сидел, вжав голову в плечи с ощущением, что в любую секунду в меня кто-нибудь врежется. Все вокруг разворачивались и кружились, просто безумие. Если посмотреть с этой точки зрения — то, что я заехал в боксы и сдался, было совершенно нормальным. 

Ники Лауда, пилот «Феррари»

За 12 кругов до финиша Хант шёл на третьем месте, что его устраивало, однако случился прокол колеса на его болиде, а после вынужденного пит-стопа он оказался уже на пятой строчке. Лишь на предпоследнем круге он обошёл две машины и ворвался в заветную тройку, хотя сам до конца был уверен, что чемпионский титул упустил.

1975 Dutch Grand Prix, Zandvoort

James Hunt on the podium with Niki Lauda & Clay Regazzoni. 

Hunt had driven to his first (& Hesketh's only) Grand Prix victory. #F1 pic.twitter.com/c3MUbBwkfw— Grand Prix Racing 🏁 (@GP_1950_2021) February 5, 2020 

Не мытьём, так катаньем

Что-то совсем фантасмагоричное произошло в 1959 году. Сразу три гонщика претендовали на чемпионство в последней гонке, однако Стирлинг Мосс сошёл с трассы, у Тони Брукса сломалась машина, а у Джека Брэбэма за два круга до финиша закончилось горючее. В итоге последний 800 метров вручную толкал свой болид до финишной черты, что позволило ему финишировать четвёртым и стать первым чемпионом из Австралии!

Фото: © reddit.com.

Новости дня