«Ауди» сенсационно провалила «Дакар-2023». Драма в трёх действиях
Конкуренты зря опасались немецкого автопроизводителя.
На день отдыха 9 января на «Дакаре-2023» заводская команда «Ауди» прибыла без единого шанса на победу и подиум в категории внедорожников. Хотя перед стартом ралли-марафона полторы недели назад были опасения, что немецкий производитель просто уничтожит конкурентов. И ведь потенциал действительно был. Как же прошлогодние новички умудрились разбазарить все возможности, выступая ни много ни мало тремя экипажами?
Начали с победного дубля
Немецкая марка ударно начала свой второй «Дакар». Наименее опытный из трёх гонщиков Маттиас Экстрём выиграл пролог, а на первом этапе победу отпраздновал Карлос Сайнс-старший, возглавив общий зачёт на следующие два дня. Самый титулованный представитель «Ауди», 14-кратный победитель Стефан Петерансель в своём фирменном стиле не форсировал события и ехал осторожно, набирал ритм, прибавлял от этапа к этапу: восьмой, 15-й, третий, второй, второй.
К концу первой трети ралли-марафона, то есть по итогам пяти этапов, для «Четырёх колец» ситуация в генеральной классификации выглядела следующим образом: Петерансель — второй в 22 минутах от лидера Нассера Аль-Аттии на «Тойоте», Сайнс — четвёртый в 36 минутах, Экстрём — восьмой в 1 часе и 35 минутах. И учитывая, что главные испытания песками и дюнами были ещё впереди, разрывы в пару десятков минут не казались непреодолимыми.
Плюс техническое преимущество было на стороне «Ауди»: прямо с пятого этапа ФИА увеличила мощность машин категории T1.U (гибридные внедорожники) на 11 л.с. Зачем? Таким образом федерация уравняла мощность и большую массу прототипа RS Q e-tron E2, который на 100 кг тяжелее бензиновых автомобилей.
Роковой 212-й километр
По злой иронии «Ауди» не успела реализовать преимущество от дополнительных 11 л.с. На следующий день после экстренной поправки технического регламента немцы потерпели сокрушительный удар, причём дважды и в одном месте.
Сначала на 212-м километре жёстко приземлился с дюны Стефан Петерансель, а спустя несколько минут в этой же точке маршрута в яму на большой скорости угодил Карлос Сайнс. Итог: на обеих машинах сломалась подвеска, а Петерансель вдобавок ко всему остался без штурмана, поскольку его коллега по экипажу Эдуард Буланже травмировал спину и был эвакуирован на вертолёте в больницу.
Так что Месье Дакар сошёл, тогда как экипаж Сайнса не сумел отремонтировать машину самостоятельно — при ударе повреждена оказалась не только подвеска, но и рулевое управление, и гибридная часть силовой установки. «Матадор» и его штурман застряли посреди пустыни на полсуток в ожидании «технички». Полная катастрофа!
Последний экипаж недолго оставался в строю
Последние надежды «Ауди» хотя бы на итоговый подиум в Эд-Даммаме разбились буквально через сутки после после аварий Стефана Петеранселя и Карлоса Сайнса. А ведь как хорошо начинался седьмой этап… Маттиас Экстрём ехал всё быстрее и быстрее: третий на первой контрольной точке, второй — на третьей и первый — на четвёртой. После КП4 он отыгрывал восемь минут у лидера Нассера Аль-Аттии и мог неплохо поправить своё положение в общем зачёте.
Увы, примерно за 100 км до финиша швед налетел на булыжник и сломал заднюю подвеску! На ремонт ушло несколько часов, которые, понятное дело, теперь не отыграть. Вообще, с подвеской у гибридной RS Q e-tron большие проблемы, и об этом руководство команды открыто говорило ещё на прошлом «Дакаре». Машина тяжёлая, следовательно, нагрузка большая, и система подрессоривания просто не выдерживает. Но странно, что за год в «Ауди» так толком и не усилили конструкцию.
Аль-Аттия и «Тойота» теперь без конкурентов
На заключительную часть ралли-рейда 9 января Маттиас Экстрём отправится 35-м с отставанием 7,5 часов от лидера, а Карлос Сайнс и вовсе 100-й в 29 часах позади. Всё, что остаётся теперь — бороться за победы на отдельных этапах, доехать до финиша, элементарно что-то потестировать и потренироваться в боевых условиях.
Ну а Нассер Аль-Аттия и «Тойота» остались без конкурентов. Действующий победитель лидирует после 8 из 15 этапов с отрывом 1 час, а японская марка занимает весь виртуальный подиум в зачёте внедорожников. Так боялись мы доминирования «Ауди», а вышло наоборот: именно немецкий производитель спас бы интригу, если бы не самоустранился.