РПЛ может лишиться крупнейшего спонсорского контракта. Чем грозит уход «Лиги ставок»?
Российский футбол может откатиться на десяток лет.
Российский футбол теперь покидают не только легионеры, но и спонсоры. Стало известно, что генеральный партнёр Премьер-Лиги «Лига Ставок» планирует разорвать рекордный спонсорский контракт. Теперь РПЛ может лишиться 15 млрд рублей. Хватит ли денег от «Тинькофф» и как теперь будет выживать российский элитный дивизион?
Что случилось?
Букмекерская компания «Лига Ставок» приняла решение прервать сотрудничество с РПЛ. Генеральный партнёр связывает это решение с внешними экономическими событиями.
«Это решение обусловлено в первую очередь критическими изменениями, которые сегодня происходят в мире и влияют на экономику спорта.
В первую очередь это отстранение российских футбольных клубов от участия в еврокубках на сезон-2022/2023, отъезд иностранных тренеров и игроков. Как следствие – уменьшение качества спортивного соревнования и снижение интереса из-за отсутствия официальных международных матчей с участием клубов РПЛ».
Грубо говоря, букмекерской компании сейчас не так интересна Премьер-Лига, как раньше, из-за потенциально более низкого качества футбола. Российские клубы в будущем сезоне не будут участвовать в еврокубках, а значит, для них пока нет смысла собирать убойные составы, чтобы оказать сопротивление условным «Челси» и «Ювентусу».
Текущий контракт был согласован в начале февраля. Крупнейший тендер выиграла «Лига Ставок». По соглашению компания должна была внести за четыре года более 13 млрд рублей. Это крупнейшее соглашение в истории российского спорта. По предыдущему контракту букмекеры платили 2,4 млрд рублей за такой же срок.
А что вообще делает генеральный партнёр?
У РПЛ есть несколько крупных спонсоров: «Тинькофф», «Лига Ставок» , Nike и «Матч! Премьер». Каждый из них выполняет разные функции. Имя одних есть в официальном названии Премьер-Лиги, другие поставляют официальные мячи, третьи показывают матчи и аналитику по ТВ, а четвёртые решают практически все проблемы и генерируют огромную денежную сумму.
Генеральный партнёр в бизнесе считается традиционно самым важным. Фактически «Лига Ставок» может влиять на управление и администрирование Премьер-Лиги. Разумеется, конкретные детали сотрудничества неизвестны, за исключением одного момента – обеим организациям это было выгодно.
В рамках последнего тендера объявлялось, что генеральный партнёр РПЛ на четыре сезона получает право на размещение рекламы во время прямых эфиров, на сайтах и в социальных сетях, а также рекламу на табло и других поверхностях. По сути, «Лига Ставок» продлила возможность дополнительной рекламы. В сезоне-2021/2022 букмекерская компания проводила регулярные интеграции во время прямых эфиров матчей: в перерыве футбольные эксперты частенько отвечали на блиц-опросы от «Лиги Ставок», а зрители прямо по ходу встречи видели небольшую плашку с текущими коэффициентами на исход матча. Теперь не будет ни рекламы, ни букмекерских денег.
Чем Премьер-Лиге грозит отсутствие генерального партнёра?
С расторжением контракта РПЛ потеряет колоссальную сумму потенциальных средств. Если раньше генеральный партнёр платил около 600 млн в год, то по новому соглашению эта сумма увеличилась до примерно 3,5 млрд рублей годовых. Из этих денег Премьер-Лига определяет призовой фонд турнира, оплачивает работу судейских бригад и несёт другие расходы.
Деньги – неотъемлемая часть развития любого бизнеса. С их помощью можно расширить лигу и в целом улучшить качество футбола в стране. Например, в АПЛ, согласно инсайдерской информации, клуб, занявший последнее место в таблице, получит за сезон-2021/2022 более £ 100 млн. В РПЛ же чемпион получает в 10 раз меньше. Всё это напрямую влияет на покупательскую способность клубов и, как следствие, их выступления в еврокубках. Теперь для российских команд еврокубков не будет, иностранные футболисты массово покидают РПЛ, а заменившие их игроки с «нужным» паспортом пока неспособны полностью закрыть дыру.
Разрыв контракта с «Лигой Ставок» может откинуть российский футбол на десяток лет назад, когда в спорт инвестировали куда меньшие средства. Разумеется, вскоре РПЛ решит вопрос с генеральным партнёром, но рискнёт ли кто-то в текущих условиях выкладывать хотя бы 2,4 млрд рублей за четыре года – открытый вопрос. Кажется, в российском футболе начались по-настоящему тёмные времена.