815 млн рублей за чемпионство. Как вырастут доходы клубов РПЛ?
Не спешите ругать наш футбол. Новые спонсорские контракты принесут ему большие деньги.
В последнее время стало почти нормой уничижительно отзываться о коммерческой деятельности Российской Премьер-Лиги. Мол, руководство лиги совершенно не заинтересовано в поиске мощных финансовых партнёров и давно живёт само по себе, не обращая внимания на проблемы клубов. Но в нынешнем сезоне цифры круто изменились в сторону солидного увеличения, что, конечно, не может не радовать.
А дело всё в том, что РПЛ подписала сразу несколько крупных соглашений, за счёт которых общие доходы участников лиги увеличатся на 344%! В денежном эквиваленте это 6,9 млрд рублей. Разница по сравнению с прошлым годом просто колоссальная.
Получить такие приятные бонусы командам позволяют контракты с тремя основными партнёрами — гигантами российского (и не только) рынка:
- «Газпром-Медиа», который приобрёл телевизионные права на показ РПЛ. Согласно достигнутых договорённостей, стоимость одного сезона составляет 7,7 млрд рублей;
- национальная платёжная система «МИР», являющаяся титульным спонсором лиги. По информации «Чемпионата», НПС платит РПЛ 720 млн рублей в год;
- букмекерская компания Winline, которая стала генеральным спонсором РПЛ, подписав контракт стоимостью 2,76 млрд рублей в год.
Таким образом, три ключевых партнёра дают отечественному футболу 10,6 млрд рублей. Естественно, не вся эта сумма распределяется исключительно между клубами. Часть денег перечисляется РФС за приобретённые права, а ещё часть уходит на производство телевизионного сигнала. За вычетом этих и других статей расхода на мотивацию команд остаётся чуть более 9 млрд рублей чистыми.
В данный момент доходы между клубами распределяются по следующей схеме: 50% между всеми участниками поровну и ещё 50% — исходя из итоговых мест в турнирной таблице. Скорее всего, в новом сезоне эту формулу изменят, поскольку такой формат был утверждён в сложные коронавирусные времена, когда клубы поменьше попросили пойти им навстречу и помочь компенсировать потери, нанесённые пандемией. Отметим, что ранее доходы распределялись по формуле 60% на 40%, а перед этим было и 40% на 60% с учётом маркетинговых показателей. Ну, а пока клубы из нижней части таблицы получат чуть больше.
Виной всему — непростая экономическая обстановка в стране. Как только придут «лучшие времена», схему планируют изменить, таки включив в неё маркетинговую составляющую. Речь идёт о количестве подписчиков того или иного клуба в социальных сетях, а также показателях посещаемости стадионов. Но сегодня объективные причины серьёзно влияют на справедливость такого распределения.
«Сейчас не самый простой период — введение Fan ID, логистические сложности. Поэтому, чтобы не ссориться, и чтобы поддержать клубы, которые меньше рассчитывают получить большой доход, заняв высокое место в таблице, мы посчитали, что на данном этапе, на этот сезон можно проявить солидарность и пойти таким путём», — сказал генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев.
Пока же очень интересно подсчитать, кто и сколько заработает по итогам текущего сезона. Фиксированная выплата вне зависимости от места в таблице уже утверждена — это 282,9 млн рублей. В прошлом году гарантированное вознаграждение составляло чуть больше 78 млн рублей. Согласитесь, ощутимая прибавка. А нехитрые математические подсчёты говорят нам о том, что дополнительно к «фиксу» чемпион получит ещё 532,51 млн. Второе и третье места — по 499,23 млн и 465,95 млн соответственно.
Бороться за позиции с восьмой по четвёртую тоже есть смысл: финансовая мотивация за эти места колеблется в размере от 299,53 млн до 432,67 млн. 16-е место в таблице сулит 33,28 млн.
Исходя из этого, становится ясно, что обладатель золотых медалей в итоге получит 815 млн, а главный неудачник чемпионата — 316 млн рублей. Суммы прошлого сезона меньше в среднем на 328,5%. Вот вам и прогресс.
В ситуации, когда российские клубы остались без еврокубков, а посещаемость внутреннего первенства значительно снизилась, подобный рост доходности — настоящее спасение. Добавляем к неплохому «фиксу» личные спонсорские контракты, продажу фирменной продукции, трансферную политику и заработок на домашних матчах и получаем тот самый стимул, ради которого точно стоит побороться за выход или сохранение места в РПЛ.