Российским гонщикам со вторым гражданством не будет послаблений. ФИА переобулась на лету
Подписывать политический документ теперь придётся всем.
Интересные дела происходят в мировом автоспорте. 13 февраля Международная автомобильная федерация разрешила российским гонщикам не подписывать декларацию о политическом нейтралитете при наличии второго паспорта. Спустя три недели регламент переписали обратно: послаблений не будет, и точка. Что за игры такие? Разбираемся.
Три недели назад ФИА, главная законодательная структура в международном автоспорте, внесла поправку в приказ от 4 марта 2022 года, согласно которому российские пилоты обязуются не упоминать свою страну, демонстрировать цвета национального флага или национальную символику, а также должны дистанцироваться от спецоперации на Украине. Тем, кто имеет второе гражданство, как тест-пилот «Феррари» Роберт Шварцман с израильским паспортом, разрешили участвовать в гонках без подписания данного документа, прописав чёрным по белому соответствующее условие.
Теперь федерация не просто переиграла собственное решение, а уточнила в циркуляре: без подписи к стартам не допускаются в том числе гонщики со вторым гражданством!
«Любой российский гонщик с двойным гражданством не будет допущен до соревнований без подписания декларации о политическом нейтралитете», — сказано в обновлённой версии документа от 28 февраля.
Интересно, что в первой версии декларации такая формулировка отсутствовала, и, следовательно, была лазейка для гонщиков со вторым гражданством. Например, российский штурман Константин Жильцов выступил на «Дакаре»-2023 под флагам Израиля, но ничего не подписывал.
«Ни при каких обстоятельствах я не стану подписывать эту бумагу», — заявил бронзовый призёр категории внедорожников на «Дакаре»-2013 ещё осенью прошлого года.
Международная автомобильная федерация развернулась на все 180 градусов. Если после прошлой поправки мы говорили, что Мохаммед бен Сулайем и компания помогли пилотам, у которых были выбор и возможность участвовать в соревнованиях мирового уровня, то теперь они сыграли против. Отныне будь у гонщика хоть три, хоть четыре гражданства — всё равно придётся принять декларацию с осуждением и дистанцированием от спецоперации на Украине.
Ход неожиданный в том плане, что в те три недели, что действовала предыдущая поправка, не было публичной критики в адрес федерации. Никто в соцсетях не призывал забанить российских пилотов со вторым паспортом и «отменить» ФИА. Видимо, прилетело откуда-то сверху — от властей, причём крепко. Другого объяснения нет, поскольку в штаб-квартире в Париже, как правило, стараются быть лояльными к российским участникам настолько, насколько это возможно в нынешней политической обстановке, и открыты к диалогу с Российской автомобильной федерацией.
Так что, ей-богу, лучше бы ничего не трогали в регламенте в начале февраля — внимания политиков было бы меньше. Тем более пользы от той поправки не было, а вот вреда теперь не оберёшься.