Российского раллиста лишили победы на этапе чемпионата мира. Виноваты странные правила

Скандал на Ралли Монте-Карло.

Российского раллиста лишили победы на этапе чемпионата мира. Виноваты странные правила Red Bull Content Pool

В воскресенье днём, 22 января, состоялось историческое событие для российского автоспорта. Николай Грязин стал первым россиянином, победившим на престижном Ралли Монте-Карло, пусть и выиграл он в WRC2, младшем классе чемпионата мира по ралли. Но, к сожалению, через три часа после финиша судьи отобрали у него победу: гонщик из Москвы получил пятисекундный штраф и переместился на второе место. Причина — срезка поворота.

Срезали все, но наказали только Грязина

В спортивном регламенте чемпионата мира по ралли нет чёткого пункта, запрещающего срезку поворотов и шикан. Статья 19.2, по которой наказали Николая Грязина, подразумевает лишь информирование судей, а там уже как они решат:

«На спецучастках организаторы могут устанавливать барьеры или любые другие препятствия там, где, по их мнению, участники могут выехать за пределы дороги. О любых отклонениях сообщается стюардам».

На первый взгляд, всё правильно. Невозможно жёстко регламентировать срезку на маршруте с несколькими сотнями поворотов. Да и не уследишь за всеми участниками, ведь их в караване чемпионата мира свыше полсотни, как 75 стартовавших на Ралли Монте-Карло. С другой стороны, получается, пока на тебя не настучат, можешь срезать.

И, судя по онбордам, шикану на 13-м километре СУ14 срезали все кому не лень: от лидера гонки в общем зачёте Себастьена Ожье и действующего чемпиона Калле Рованпери до гонщиков младшего класса WRC2, среди которых был и Грязин, и его главный соперник, француз Йоан Россель. Но жалоба поступила только на одного, и то уже после его победного финиша.

В третий раз в карьере Николай Грязин финишировал в WRC2 после Финляндии-2019 и Италии-2022. Фото: Red Bull Content Pool.

«Спасибо» внимательным конкурентам

Российский гонщик срезал шикану на заключительном спецучастке субботы — приблизительно около 19 часов по местному времени. А судьям о его действиях доложили только, внимание, после обеда воскресенья — в 15:41, расследование и вовсе началось в 18:10. Учитывая, что ралли финишировало приблизительно в 14:00, на момент подачи протеста Николай Грязин уже выиграл гонку в классе WRC2.

Протест подал финишировавший вторым Йоан Россель. Француз проиграл россиянину 4,5 секунды, так что очень удобно было написать жалобу и добиться наказания. Забавно, что он и сам срезал этот поворот вечером в субботу и, по идее, тоже мог быть наказан, если бы нашлись желающие обратиться в судейскую коллегию. Просто в этом не было смысла, ведь ближайшие конкуренты финишировали позади в часе с лишним.

До прокола на СУ4 Николай Грязин лидировал с отрывом в одну минуту. Фото: Red Bull Content Pool.

Проблема не в штрафе, а в правилах

На встрече со стюардами Николай Грязин не стал отрицать, что срезал тот злосчастный поворот. Он объяснил, что в тот момент ехал с пробитым колесом и потому удержать автомобиль в пределах трассы было тяжело. И действительно на том допе россиянин потерял почти минуту из-за прокола. Доводы тем не менее не помогли, и судьи выписали пятисекундный штраф.

Мог ли Грязин подать ответный протест в адрес Росселя? Наверное, нет. Чтобы пожаловаться, в его распоряжении было 3,5 часа — в 19:00 по местному времени результаты Ралли Монте-Карло утвердили окончательно. Копаться в записях с машины конкурента времени не было, плюс надо было оформить документ с жалобой.

Бессмысленно было и пытаться опротестовать свой штраф. Если, извините, существует такая дурацкая система «срезай повороты и шиканы до тех пор, пока на тебя не донесут», то спорить с судьями бессмысленно. Ровно то же самое произошло на Ралли Бельгии в августе прошлого года: Андреас Миккельсен подал протест на победителя в WRC2 Стефана Лефевра. Француз получил 15-секундный штраф, но отрыва хватило, чтобы остаться впереди. Так что дело не в национальности и политике.

Однозначно в регламенте WRC надо что-то менять, но что? Совсем разрешить срезки нельзя, поскольку классическое ралли — это не ралли-рейд «Дакар» с открытой местностью на все 360 градусов, и тут есть чёткий маршрут. Но и запретить срезать повороты совсем нереально физически. Потому пока в ФИА не найдут более-менее приемлемую альтернативу нынешнему правилу, такие прецеденты, как в воскресенье в Монте-Карло и в Бельгии в 2022-м, будут происходить и дальше.

Новости дня