«Ред Булл» не уйдёт из Ф-1 после смерти Матешица. Дело миллиардера будет жить
За будущее «Красных быков» в Формуле-1 не стоит волноваться.
В минувшее воскресенье, 23 октября, на следующий день после смерти своего основателя и бессменного владельца Дитриха Матешица команда «Ред Булл» завоевала Кубок конструкторов в Формуле-1 – первый с 2013 года и пятый в своей истории. Грустная победа получилась, и, конечно, сейчас неизбежны вопросы о том, как повлияет уход австрийского миллиардера из жизни на будущее «Красных быков» в главных гонках планеты. Попробуем разобраться.
Проект в Формуле-1 — результат уникального бизнес-подхода Матешица
За 17 лет активного присутствия «Ред Булл» в Ф-1 австрийский миллиардер сделал невероятно много. Он с разницей в два года приобрёл две команды, «Ягуар» и «Минарди», на базе которых были построены «Ред Булл» и «Торо Россо»/»Альфа Таури». При его личной протекции в календарь в 2014-м вернулся Гран-при Австрии и была реконструирована трасса в Шпильберге, а через молодёжную программу компании прошли семь из 20 действующих пилотов Формулы-1 – треть полпелотона! В 2021-м старшая команда «Быков» даже приступила к строительству собственного отдела по производству двигателей.
Суммарные затраты компании на Ф-1 за почти два десятилетия составили около $ 2 млрд – в среднем около $ 120 млн в год. Но надо понимать, что Матешиц так щедро вкладывался не просто по причине любви к спорту и гонкам. Для него Ф-1 была идеальной рекламной площадкой, способом продвижения бренда «Ред Булл», таким же, как и футбол, хоккей, мотогонки и море других соревнований, вплоть до гонок на самолётах и даже на байдарках.
Реклама через активный и экстремальный стиль жизни – это вообще главная фишка австрийского производителя газировки. Причём речь не просто о спонсорском шильдике. Компания представлена на этих соревнованиях либо как участник, либо как промоутер. И учитывая, что по состоянию на сегодняшний день «Ред Булл» занимает 47% мирового рынка энергетических напитков, а также владеет брендом одежды и собственной медиакомпанией, подход работает на все 100%.
Обе команды работают автономно
Ещё одна уникальная черта империи, построенной Дитрихом Матешицем и его тайскими партнёрами, заключается в том, что «Ред Булл» ничего не производит самостоятельно. У компании даже нет собственных заводов по производству напитков! Выпуском газировки занимаются подрядчики в австрийских и швейцарских Альпах.
То же самое касается и участия в Формуле-1. «Ред Булл» – чисто английская команда, базирующаяся в Милтон-Кинсе, «Альфа Таури», названная так в честь бренда одежды, – команда из итальянской Фаэнцы. Там нет австрийских инженеров, механиков, и вообще, кажется, есть только один австриец – Хельмут Марко, куратор всей гоночной программы. Из штаб-квартиры в Граце поступает только финансирование. Но и тот и другой коллектив за счёт грамотного маркетинга прежде всего ассоциируется с производителем газировки.
Продавать «Ред Булл» и «Альфа Таури» нет смысла
Проект в Формуле-1 – это часть устоявшейся маркетинговой схемы «Ред Булл». И не в интересах компании после смерти владельца избавиться от такой мощной рекламной площадки, особенно сейчас. Зачем?
Судите сами, одна команда вернулась на вершину чемпионата мира и впервые с 2013 года взяла сразу два титула, а другая, будучи середняком, время от времени финиширует на подиуме и выиграла две гонки с 2008 года. Ну и, что немаловажно, расходы в чемпионате с прошлого года лимитированы и участие обходится в несколько раз дешевле, чем раньше, пусть это и звучит немного иронично на фоне скандала со старшей командой «Красных быков».
Одним словом, причин беспокоиться нет. Дитрих Матешиц выстроил надёжную и рабочую систему, которая просуществует ещё не одно десятилетие. Уникальный он всё-таки был человек.