«Чёрт побери, что вы творите?» «Феррари» жёстко подставила Леклера и даже не извинилась

Как испортить домашнюю гонку своему пилоту? Мастер-класс от стратегов «Скудерии».

«Чёрт побери, что вы творите?» «Феррари» жёстко подставила Леклера и даже не извинилась ferrari.com

Мало гонщику «Феррари» Шарлю Леклеру тотального невезения на домашней трассе в Монте-Карло. В минувшее воскресенье монегасский пилот лишился победы буквально на ровном месте – по причине неосмотрительности и растерянности стратегов команды. Рассказываем, что случилось…

Легендарная криворукость стратегов «Феррари»

Давно прошли времена, когда «Феррари» была образцовой командой по тактике пит-стопов. В конце 90-х и первой половине 2000-х на тот момент технический директор «Скудерии» Росс Браун придумывал самые невероятные тактические схемы, и они работали, пусть и не в последнюю очередь благодаря гениальному пилотажу Михаэля Шумахера. В Венгрии-1998 и Франции-2004 итальянская команда выиграла вместе с немцем за счёт большего количества пит-стопов: на свежих шинах Шумми выдавал сумасшедшие отрезки по 15-20 кругов и в конце концов догонял и оставлял конкурентов позади. Или ещё один пример: Сильверстоун-1998 с гениальным решением Брауна: Михаэль получил на последних кругах 10-секундный штраф Stop&Go и отбыл пенализацию, заехав в боксы в конце последнего круга. Помните, в чём была фишка? Немец отбыл штраф и после уже на пит-лейне пересёк финишную черту. Как гласит легенда, Браун изучал данный пункт регламента прямо во время гонки.

Последние 10-15 лет в Маранелло могут только мечтать о подобных хитростях. Легче вспомнить провалы по тактике, нежели какие-то успехи. Многократные чемпионы Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель не дадут соврать – оба в годы выступлений за итальянскую команду настрадались от ошибок тактического штаба. Выпустить гонщика в трафик на решающей попытке в квалификации? Поставить слики, когда все остальные команды выбирают промежуточные, или позвать своего подопечного на пит-стоп, хотя шины позволяют проехать ещё минимум 10 кругов? Это в стиле «Красных». Иногда просто доходит до абсурда, как в Германии-2018, когда Феттель на 10 кругов застрял за Кими Райкконеном и просил, чтобы напарник его пропустил, сетуя на перегрев и повышенный износ шин, но на командном мостике просто проигнорировали его просьбу и жалобы. А слишком ранний пит-стоп в решающей гонке сезона-2010 в Абу-Даби стоил Алонсо титула: испанец напрочь застрял в трафике и финишировал седьмым, хотя для победы в чемпионате ему требовалось занять всего-навсего четвёртое место.

«Тактика пит-стопов – одно из самых уязвимых мест «Феррари». В этом плане две другие топ-команды, «Ред Булл» и «Мерседес», на голову сильнее. В Маранелло должны срочно прибавить, если хотят бороться за титул в этом году», — высказался в эфире британского Sky Sports F1 чемпион мира — 2016 Нико Росберг.

Ранний пит-стоп на Гран-при Абу-Даби — 2010 стоил Фернандо Алонсо титула Фото: ferrari.com

Два провала за три круга!

Шарль Леклер проводил идеальный домашний этап. Местный пилот задавал темп на пятничных свободных заездах, взял поул в квалификации и уверенно лидировал первые 18 из 78 кругов дистанции в воскресенье. До исторической победы в родных стенах монегаску было рукой подать, особенно учитывая, что за всю гонку Шарль не допустил ни одной ошибки и помарки, несмотря на сложнейшие погодные условия, а машина, в отличие от Барселоны неделю назад, работала как часы. Но «Феррари» была бы не «Феррари», если бы не накосячила на ровном месте.

Первую ошибку стратеги итальянской команды допустили на 18-м круге, когда позвали лидера на пит-стоп, чтобы перейти с дождевых шин на промежуточные. Непонятно зачем, ведь трасса стремительно подсыхала. Кругом ранее в слики переобулся Мик Шумахер, одновременно с визитом монегаска в боксы на сухие шины перешёл Алекс Албон. Ладно, рискованное решение для лидера гонки, но можно же было просто подождать пару кругов, как это сделал другой пилот «Феррари» Карлос Сайнс. Не понял стратегов и сам Шарль:

«Меня спросили, хочу ли я перейти на слики, я сказал «да, но не сейчас», и предложил остановиться попозже. Не понимаю, почему команда передумала и решила, что надо поставить промежуточные шины».

Решение не делать прыжок сразу с дождевой резины на слики стоило Шарлю лидерства, ведь шедший вторым Сайнс сэкономил ни много ни мало 20-25 секунд благодаря отказу от промежуточных шин и после перехода на слики в любом случае остался бы впереди, причём с солидным запасом 5-10 секунд. Но дальше — больше.

В самом конце 21-го круга, буквально в последнем повороте, Леклер получил указание от гоночного инженера: «Заезжай в боксы, переходим на слики». Решение было бы абсолютно правильным, если бы не одно «но»: в конце того же круга на пит-стоп заехал Сайнс. В команде, видимо, осознали, что не получится обслужить две машины подряд без потери времени, вот только было слишком поздно. Установку «оставайся на трассе» Шарль получил, когда уже свернул на пит-лейн. Как итог – монегаск потерял 4 секунды, ожидая, пока переобуют напарника. Шедшего четвёртым Макса Ферстаппена он опережал перед пит-стопом на 3,5 секунды, так что после возвращения на трассу лидер «Феррари» оказался за пределами топ-3.

Шарль Леклер лидирует под дождём на Гран-при Монако Фото: ferrari.com

На большинстве других автодромов Шарль легко отыграл бы хотя бы одну-две позиции, особенно с учётом того, что затем гонка была остановлена из-за аварии Шумахера и все отрывы были обнулены. Но на узкой извилистой трассе в Монако потеря даже одной позиции – приговор, поскольку обгонять здесь нереально, особенно если у гонщика нет большого преимущества в скорости. Так что пилот «Феррари» остался в итоге с «деревянной» медалью.

И мало того, что Леклер потерял победу в домашней гонке. Вместе с этим он лишился отличного шанса отыграться за сход в Барселоне неделю назад и вернуться в лидеры чемпионата. Ведь если бы пилот «Скудерии» победил, то разом отыграл бы 13 очков у Макса Ферстаппена и возглавил бы личный зачёт с запасом семь баллов. А так его отставание от голландца увеличилось с шести до девяти очков, да ещё и второй пилот «Ред Булл» Перес приблизился вплотную – на шесть очков.

Кстати, подвели стратеги «Красных» и Сайнса. Испанца выпустили аккурат за круговым Николасом Латифи, которого он обогнал только в начале второго сектора. Потерянных 4-5 секунд ему в конце концов не хватило, чтобы удержаться впереди Переса и одержать первую победу в Формуле-1. Одним словом, поражения по всем фронтам. Удивительно, как Феррари» ещё не подарила «Ред Булл» победный дубль.

Шарль Леклер на рестарте гонки в Монако Фото: ferrari.com

Леклер разнёс стратегов, «Феррари» ответила

В гневных тирадах Шарля Леклера после неудач нет ничего нового, но обычно монегаск занимается самобичеванием. Вспомните его ставшую мемной фразу «Я тупой, я тупой!» после аварии в квалификации в Баку-2019 или «Я сплоховал! Я придурок!» после потери подиума на последнем круге в Стамбуле-2020. «Феррари», по крайней мере, публично он никогда раньше не критиковал, но в Монако команде досталось по полной. «Чёрт побери, что вы творите?» – воскликнул он по радио. А уже после финиша расстроенный Шарль сказал: «Нам надо поговорить. Конечно, до конца сезона ещё далеко, и мы можем отыграть упущенные очки. Но мы не должны допускать такие ошибки».

Жёстко высказался Леклер и на встрече с прессой в паддоке:

«Подвели – не то слово. Не понимаю, зачем команда так сделала, я требую объяснений. Победа была у нас в кармане. Но что я мог сделать? Меня позвали в боксы, когда я находился в последнем повороте. Не было времени раздумывать и что-то уточнять. Понятно, что решение было ошибочным».

Команда до сих пор не извинилась перед своим пилотом – ни по радио после финиша, ни в прессе. И, судя по тону руководителя «Феррари» Маттиа Бинотто, раскаиваться они не собираются. Ну ошиблись, с кем не бывает. Итальянцы вообще не любят признавать ошибки и извиняться, так что ничего удивительного.

«Безусловно, мы расстроены и прекрасно понимаем, как сильно огорчён Шарль. Надо всё проанализировать, и, конечно, мы это сделаем. Наверное, можно было позвать его кругом раньше или кругом позже, а может, ему следовало оставаться на трассе на дождевых шинах и затем сразу перейти на слики.

Ошибки случаются, но важно извлекать из них уроки, разбираться, почему они случаются, и я уверен, что мы этим займёмся», – прокомментировал Бинотто.

Шарль Леклер и руководитель «Феррари» Маттиа Бинотто Фото: ferrari.com

Учитывая многолетние, хронические проблемы «Красных» с тактикой, по правде говоря, не особо верится синьору Бинотто. В конце концов, одной аналитикой ошибок тут не отделаться: в Маранелло надо менять систему взаимодействия, перетряхивать тактический штаб и искать нового Росса Брауна. И приступить к этой перестройке надо было ещё после поражения Фернандо Алонсо в Абу-Даби-2010. Но пока, как видим, воз и ныне там. Так что привыкай, Шарль, не ты первый, не ты последний. Таких «подарков» от командного мостика будет ещё немало.

Новости дня