Чемпион наносит ответный удар. «Феррари» снова без титула?

За три гонки Макс Ферстаппен сократил гигантское отставание и возглавил общий зачёт.

Чемпион наносит ответный удар. «Феррари» снова без титула? Red Bull Content Pool

Действующий чемпион мира Формулы-1 Макс Ферстаппен возглавил общий зачёт после победы на Гран-при Испании в минувшее воскресенье, ставшей для него третьей подряд и четвёртой в сезоне, а «Ред Булл» перехватила инициативу в командном зачёте. На первый взгляд, ничего удивительного, ведь мы говорим о гонщике и команде, которые в прошлом году прервали восьмилетнее доминирование Льюиса Хэмилтона и «Мерседеса». Вот только три этапа назад они отставали от своих новых соперников Шарля Леклера и «Феррари» на 46 и 49 очков соответственно, а это очень много – расстояние двух побед при двух «баранках» у конкурентов.

«Мы очень сильно отстали и больше не думаем о титуле», – сказал расстроенный голландец после схода в Мельбурне полтора месяца назад.

И вот прошло ещё три гонки: теперь Макс и «Красные быки» на вершине турнирной таблицы. Как им удалось столь быстро наверстать столь большое отставание?

«Феррари» оказалась не такой уж непобедимой

Если в трёх первых гонках сезона Шарль и «Феррари» одержали две победы и пролидировали 145 из 165 кругов, то в следующих трёх не выиграли ни разу, а во главе гонки провели 35 из 186 кругов. Колоссальная разница – было 87% от всей пройденной дистанции, а стало 19%! Мало того, и Леклер, и второй пилот «Красных» Карлос Сайнс, только однажды отметились в призовой тройке – в Майами. По очкам провал ещё нагляднее: после Мельбурна у Шарля было 71 очко, после Барселоны – 104, у Сайнса было 33, стало 65. Проще говоря, пилоты «Красных» набрали всего одну треть от всех баллов на отрезке Имола-Майами-Барселона. С такой ужасной результативностью и соперники не нужны.

Причин такого провала итальянской команды несколько. Во-первых, выяснилось, что машина F1-75 не так уж идеальна. Да, на одном быстром круге всё отлично, и два поула Леклера в трёх последних Гран-при – тому подтверждение. Но, во-первых, у «Скудерии» нет такого преимущества по скорости на гоночной дистанции, что мы видели ещё в Бахрейне и Саудовской Аравии, где быстрейший пилот «Скудерии» рубился с Ферстаппеном за победу большую часть дистанции. И, во-вторых, их машина сильнее «Ред Булла» расходует шины, особенно это было заметно в спринте в Имоле и гонке в Майами, где монегаск из-за высокого износа резины потерял победу. Ещё и надёжность техники подвела в Барселоне: на середине гонки на F1-75 лидера приказал долго жить хвалёный «супермотор», который, как утверждают инсайдеры, минимум на 5 л.с. мощнее силовых установок других производителей..

Есть вопросы и к пилотам. Шарль из-за разворота за девять кругов до финиша упустил почти гарантированное третье место в Имоле, в финале квалификации в Барселоне он «запорол» первую попытку, потеряв управление в медленной шикане в конце третьего сектора. А Сайнс вообще ни разу за последние четыре этапа не проехал без разворотов и вылетов.

Удивительно ли, что «Феррари» разбазарила такое солидное преимущество в обоих зачётах чемпионата? Совсем нет. С такой расхлябанностью титулы не выигрывают.

После трёх первых гонок Шарль Леклер опережал Макса Ферстаппена на 48 очков, Фото: Ferrari

У «Ред Булл» не всё было гладко, но…

Не сказать, что «Ред Булл» была самим совершенством на успешном для себя отрезке с Имолы по Барселону. Проблемы с надёжностью, стоившие им десятков очков в Сахире и Мельбурне, никуда не делись. Из-за отказа мотора Макс потерял практически все пятничные тренировки в Майами, а по ходу гонки Серхио Перес из-за сбоя в датчике на два круга лишился почти 30 л.с. Да и в Барселоне не всё было гладко: трижды за сутки – в квалификации, перед стартом и по ходу гонки – на RB18 перестала работать система подвижного заднего крыла. Есть проблемы и со скоростью на одном быстром круге – зачастую на свободных заездах и в квалификации «Быки» отстают от «Феррари» на 0,3 секунды.

Другое дело, что подопечные Кристиана Хорнера лучше конкурентов в плане так называемого «гоночного мастерства», помимо того факта, что их машина бережнее работает с шинами и в целом ближе к F1-75 на длинной дистанции. Ферстаппен, как и подобает чемпиону, едет расчётливо, уверенно и без ошибок, чего так не хватает Леклеру, который пока много нервничает и не может найти баланс между борьбой за победы в отдельных гонках и за титул. Серхио Перес сполна отрабатывает контракт второго пилота и способен прикрыть напарника, чего не скажешь о Сайнсе, у которого вообще всё валится из рук.

Так что да, одно из главных преимуществ «Красных быков» на данный момент – коллективная сила и собранность. Не зря же они завоевали два победных дубля за последние три гонки. Ещё подтянуть бы скорость машины в квалификации и можно смело называться главными фаворитами чемпионата, но пока рано.

«Ред Булл» впервые с лета 2021-го возглавила Кубок конструкторов Фото: Red Bull Content Pool

Макс Ферстаппен теперь уйдёт в отрыв?

Гонка в Барселоне, которая из-за техничности трассы обычно очень показательна в плане расклада сил, оставила больше вопросов, чем ответов.

Шарль Леклер, возможно, выиграл бы, если бы не сломался двигатель, и тогда после шести этапов он лидировал бы как минимум с отрывом 26 очков от Ферстаппена. «Скудерия» осталась бы во главе Кубка конструкторов, пусть и с запасом 2-3 балла. С другой стороны, мы никогда не узнаем, переиграл бы его Макс или нет по тактике, если бы машину голландца не сдуло ветром с трассы на девятом круге. На момент вылета, стоившего ему 10 секунд, действующий чемпион мира проигрывал монегаску всего две секунды – гандикап, который можно было легко отыграть за счёт своевременного пит-стопа. В таком случае Макс сократил бы отставание в личном зачёте до 13 очков, а «Ред Булл» вышла бы вперёд в Кубке конструкторов с преимуществом 4 очка. Однако сход Леклера перевернул всё на голову: теперь действующий чемпион впереди с отрывом 6 баллов, а «Красные быки» лидируют с запасом 26.

«Феррари» и Шарль говорят, что есть и повод для радости: даже при жаре 38 градусов и раскалённом до 50 градусов асфальте F1-75 не расходовала шины так сильно, как в Имоле и Майами. Вот только один момент: проблемы в предыдущих гонках у них были преимущественно с жёсткими шинами. Первый отрезок Леклер проехал на мягком компаунде, а на втором на среднем типе преодолел до схода всего восемь кругов, и не факт, что в дальнейшем «медиум» не начал бы деградировать.

Так что пока не очень понятно, примутся ли теперь «Ред Булл» и её лидер отрываться в чемпионате или их конкуренты всё-таки собрались с силами, довели до ума неплохую машину и готовы вернуться на победный путь. И с выводами лучше подождать хотя бы до Гран-при Азербайджана в середине июня. Следующий этап пройдёт в Монако, где обгоны – большая редкость и всё в большинстве случаев решается в субботу в квалификации, да и трасса слишком специфичная, чтобы судить о преимуществах и недостатках техники.

Новости дня