Матч ЦСКА с 2DROTS собрал больше зрителей, чем игра с «Зенитом». Дело не только в Fan ID

Ещё один аргумент в пользу скорейшей отмены паспорта болельщика? Не совсем!

Матч ЦСКА с 2DROTS собрал больше зрителей, чем игра с «Зенитом». Дело не только в Fan ID pfc-cska.com

Всё перевернулось и смешалось в отечественном футболе с повсеместным введением паспорта болельщика в РПЛ. Шутка ли, товарищеский матч ЦСКА и 2DROTS переплюнул по посещаемости недавнюю встречу армейцев с «Зенитом» в высшем футбольном дивизионе страны, причём в полтора раза. Как так и только ли дело в том, что не требовалась проходка по Fan ID? Давайте попробуем разобраться.

Ожидалось 20 тысяч зрителей

Буквально за пару дней до выставочной игры с командой из Медиалиги пресс-служба армейцев отрапортовала о том, что продано 15 тысяч билетов и это ещё не предел.

«Мы ожидаем, что на трибунах будет 20 тысяч болельщиков», — сообщили в ЦСКА.

Достичь этой планки всё-таки не удалось: 25 марта на «ВЭБ Арену» в Москве пришли 15,5 тысячи зрителей. Но и такая цифра выглядит очень солидно. Больше публики в сезоне-2022/2023 на домашнем стадионе ЦСКА собралось только на одном матче, со «Спартаком» в рамках 13-го тура РПЛ в октябре — 17 тысяч болельщиков. Тогда на «ВЭБ Арене» как раз Fan ID ещё не требовался.

Мало того, встреча с 2DROTS попала в топ-3 самых посещаемых домашних матчей ЦСКА в пандемийные времена. Популярнее, чем товарищеская игра в минувшую субботу и дерби с красно-белыми полгода назад, был только четвертьфинал Кубка России со «Спартаком» в апреле прошлого года — 25 тысяч. Ну а на «Зенит» 19 марта пришли меньше 10 тысяч — 9974 зрителя.

Фото: pfc-cska.com.

Матчи РПЛ нервно стоят в сторонке

Внедрение паспорта болельщика в Российской Премьер-Лиге ударило по заполняемости трибун, особенно во второй половине сезона-2022/2023, когда Fan ID стал обязательным на всех стадионах. Если хотя бы в осенней фазе чемпионата средняя посещаемость составляла 10548 человек, то теперь этот показатель упал до 9898. Сравните с 11675 болельщиками весной прошлого года, достаточно стандартной цифрой для РПЛ в последние десять лет, если не брать в расчёт пиковую посещаемость 16817 перед ЧМ-2018 в России и низшую точку 7439 зрителей в период коронавирусных ограничений в 2021-м.

В общем, картина вырисовывается печальная: с Fan ID посещаемость сейчас ближе к пику пандемии, чем к максимуму на волне интереса к домашнему мундиалю. И, с одной стороны, ничего сенсационного в том, выставочный матч без проходки по паспорту болельщика превзошёл эту среднюю планку почти в два раза, как и игру ЦСКА с «Зенитом» неделю назад. С другой - как-то уж слишком много, да?

Фото: pfc-cska.com.

Всё дело в отсутствии Fan ID? Нет!

Fan ID — конечно, зло в абсолюте, здесь никаких сомнений. Но и называть отсутствие удостоверения болельщика главной причиной бума на трибунах «ВЭБ Арены» тоже не надо. Почему?

Начнём с доступности игры. Дело тут не только в том, что при входе на стадион не требовался Fan ID. Если стоимость обычного билета на матч ЦСКА — «Зенит» варьировалась в пределах 1000-3500 рублей, то на игру с 2DROTS ценник был всего 100-600 рублей! При этом, опять же, никаких вам заморочек с Госуслугами и посещением МФЦ.

Плюс надо понимать, что 2DROTS — это не дворовая команда, а двукратный чемпион Медиалиги, популярного любительского турнира со своей уникальной аудиторией. У промоутеров свои подходы к раскрутке матчей и привлечению публики, и эти методы работают. К слову, на одном только YouTube-канале 2DROTS 3,3 млн подписчиков. Трансляции матчей с блогерами и бывшими звёздами российского футбола собирают в соцсетях под 500 тысяч зрителей, а финал на «ВТБ Арене» в июне 2022 года вживую посмотрели 11 тысяч зрителей. Медиапродукт действительно очень крутой и самобытный.

«Профессиональные клубы ищут новую публику и понимают, что у этих команд есть аудитория, поэтому они с ними играют», — высказался бывший игрок сборной России Андрей Аршавин.

Забавно, что ЦСКА подхватил этот «вирус» и пригласил на игру своего бывшего полузащитника Даниэла Карвальо, проведшего за команду 140 матчей и забившего 26 голов во второй половине 2000-х. Чем не частичное объяснение тому, что впервые с июня 2022-го фан-сектор армейцев был забит до отказа?

Фото: pfc-cska.com.

Да, при проходке по паспорту болельщика цифры однозначно были бы хуже, но насколько? Думается, низкие цены билетов, популярность Медиалиги и необычная вывеска матча сделали бы своё дело и вывезли бы посещаемость хотя бы на уровень нынешнего максимума РПЛ — 8-10 тысяч зрителей. Почему нет?

Смотрите, в прошлом сезоне РПЛ, когда не было никакого паспорта болельщика, только две команды, «Зенит» и «Краснодар», собрали зрителей больше, 20401 и 11448, чем финалисты Медийной лиги. А матч «Динамо» с «Амкалом» с участием Александра Овечкина в межсезонье и вовсе пришли посмотреть 15 тысяч. Так что да, скорее всего, в топ-3 самых посещаемых матчей весны встреча ЦСКА и 2DROTS была и с Fan ID. Хотя, конечно, проверять на практике не хотелось бы.

Новости дня