В чём секрет успеха «Феррари» на старте нового сезона Формулы-1? Дело не в скорости

Гран-при Австралии наглядно показал превосходство красных над конкурентами.

Ferrari.com

Команда «Феррари» и её лидер Шарль Леклер стали главными фаворитами сезона-2022 в Формуле-1, выиграв два из трёх первых Гран-при. Неплохо для тех, кто в прошлом году считаные разы финишировал на подиуме и в последний раз побеждал в сентябре 2019-го. Но с чем связан такой стремительный прогресс знаменитой итальянской команды? У нас есть ответ…

Самое успешное начало сезона для «Феррари» со времён Шумахера

Два поула и две победы в трёх гонках, ещё одно второе и два третьих места на подиуме и перевес в обоих зачётах чемпионата почти вдвое – 71 на 37 очков в личном и 104 на 65 в командном. Мало? Взгляните на статистику по кругам лидирования – 145 из 165 кругов, т.е. 87% от всей пройденной дистанции. «Феррари» не начинала сезон так успешно без малого 20 лет. Да, были у красных две победы в трёх первых гонках в 2007-м, 2008-м, 2017-м и 2018-м, но без доминирования по другим статистическим показателям. Так играючи итальянская команда в последний раз начинала сезон разве что с великим и ужасным Михаэлем Шумахером в 2004-м: три поула, три победы и 167 из 171 круга впереди.

Единственная разница по сравнению с доминированием 18 лет назад в том, что «Феррари» сейчас не везёт соперникам по секунде в тренировках и квалификации и по полминуты в гонке. Побороться пришлось и в Бахрейне, и в Саудовской Аравии, где Шарль Леклер и Макс Ферстаппен поменялись позициями десяток раз. Только в Австралии итальянская команда была на голову выше конкурентов и вместе с Леклером не подпустила конкурентов ни на метр ни в квалификации, ни в гонке. И, как ни странно, именно этап на полугородской трассе Альберт-парк в Австралии можно считать наиболее показательным.

Красные празднуют победу на Гран-при Австралии Ferrari.com

В чём же «Феррари» лучше «Ред Булл» и «Мерседеса»?

Итак, что мы уже узнали в Мельбурне такого, чего не заметили в Бахрейне и Саудовской Аравии. Надо понимать вот какой момент. В Сахире команды провели три дня тестов до Гран-при и, следовательно, за эти в общей сложности 24 часа имели возможность идеально настроить машины, плюс в их распоряжении было три часа тренировок. В Джидде не слишком требовательна к настройкам трасса, хоть и городская: минимум прижима и лобового сопротивления, ставка на максимальную скорость, двигатель – на полную мощность. А вот в Альберт-парке инженерам пришлось серьёзно поломать голову.

На австралийской трассе сложно найти баланс между максималкой и прижимной силой, поскольку есть там три длинных прямых, пара скоростных виражей и несколько затычных 90-градусных поворотов. И по ходу гоночного уик-энда было хорошо заметно, как же командам тяжело настроить машины нового поколения, которые ещё не изучены до конца. Действующий чемпион мира Макс Ферстаппен из «Ред Булл» все тренировки жаловался на плохой баланс и круг за кругом промахивался мимо поворотов; семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон на «Мерседесе» в каждой из трёх сессий свободных заездов хотя бы по разу прогулялся про гравию и в интервью называл машину то непослушной, то агрессивной. Ехали как по рельсам только пилоты «Феррари», причём с самого первого круга в первой тренировке. Собственно, этот аспект отмечали наблюдатели с обочины трассы ещё на зимних тестах. Так что дело тут не просто в удачном поиске настроек, всё вполне закономерно.

Причём не напугала красных» даже пресловутая вертикальная раскачка машины. Да, в конце длинной дуги между 9-м и 10-м поворотами и на главной прямой F1-75, как и все остальные, болтало вверх и вниз, но на входе в поворот машина тут же стабилизировалась. Для сравнения: «Мерседес», если позволите такое выражение, продолжало «колбасить» даже в середине поворота, «Ред Булл» тоже скользил.

О чём это всё говорит? Не значит, что у «Феррари» однозначно лучшие шасси и мотор. Просто машина податлива в настройке и в целом имеет хороший базис, которого у конкурентов пока нет. И представьте только, какое преимущество у красных по шинам при меньшем скольжении, не говоря уже о выигрыше времени круга.

Шарль Леклер в квалификации в Мельбурне Ferrari.com

«Феррари» можно догнать, но не будет ли поздно?

По крайней мере, «Ред Булл» при идеальной настройке машины способен угнаться за красными, что мы видели в двух первых Гран-при сезона. «Мерседесу» пока просто не до поиска регулировок, потому что прежде всего надо избавиться от запредельного уровня раскачки, а это пока не получается от слова «совсем». И чем дольше конкуренты будут топтаться на месте, тем лучше для «Феррари». Как долго это будет продолжаться? Возможно, от двух до трёх месяцев.

Впереди в календаре достаточно сложные в плане настроек трассы: узкая и извилистая Имола, никому пока неизвестное городское кольцо в Майами, Барселона со всем типом поворотов, уникальная трасса в Монако. Чуть проще будет только в начале лета, когда пройдут гонки на скоростных и моторных трассах в Монреале и Баку. Проблема ещё и в том, что полноценная европейская часть сезона, по ходу которой команды как правило активнее всего дорабатывают машины, стартует только в июле в Сильверстоуне. Весенние Имола и Барселона даже не идут подряд в календаре, а в Монако везти технические новинки смысла нет. Вполне может получиться так, что, когда конкуренты наконец-то разберутся со своими непослушными и сложными в настройке машинами, «Феррари» уже будет вне досягаемости в чемпионате.

Новости дня