Уфимская торпеда нацелилась на США. Зачем Квяту гонки NASCAR?
Самый успешный российский пилот Формулы-1 дебютирует в главной гоночной серии США.
Трёхкратный призёр гонок Ф-1 Даниил Квят в минувшие выходные побывал на этапе NASCAR на дорожной трассе Элхарт-Лейк. Бывший пилот «Ред Булл» и «Альфа Таури открыто заявил, что в ближайшие пару месяцев дебютирует в американской серии.
«Присматриваюсь, изучаю, как пилоты и команды работают по ходу уикенда, чтобы знать, к чему готовиться. Если всё пойдёт по плану, то в ближайшие месяцы я сяду за руль», – сказал российский гонщик телеканалу Fox Sports.
Квят не первый год интересуется гонками в США
Российский гонщик давно неровно дышит к американской серии сток-каров. После первого ухода из Формулы-1, в конце 2017-го, он протестировал машину европейского аналога, в ноябре прошлого года посетил этап оригинального NASCAR в Мартинсвилле и пообещал однажды вернуться, но уже в статусе гонщика.
«Для меня NASCAR – это другой мир, но очень захватывающий. Мне всегда очень нравилась эта серия», – заявил Квят во время визита в Элхарт-Лейк.
Что же, теперь такой обоюдный интерес появился. В последнее время в американском чемпионате стало модно работать с иностранными гонщиками. Смысл? Повышенное внимание болельщиков, спонсоров, режиссёра ТВ-трансляции – одним словом, маркетинг. Ход куда более мощный, чем приглашение гонщика-аутсайдера, который заплатит за место $ 200 тыс. Так, например, команда Trackhouse Racing с этой целью даже запустила специальную программу Project 91, в рамках которой будет предоставлять машину гостевым пилотам из-за пределов США. И в августе на этапе в Уоткинс-Глене по этой самой программе выступит чемпион мира Формулы-1 2007 года Кими Райкконен. Ожидалось, что к проекту примкнёт и Квят, но россиянин нашёл другой вариант.
Российский гонщик выступит за Team Hezeberg, маленькую голландскую команду, которая в этом году участвует в отдельных гонках. Постоянного пилота у них нет, и, например, в стартовой гонке сезона «Дайтона 500» они пригласили чемпиона Ф-1 1997 года Жака Вильнёва. Квят – конечно, не такая суперзвезда, как канадец, но внимание точно привлечёт.
«Несколько месяцев назад я начал общаться с Hezeberg и понял, что у меня есть хороший шанс», – прокомментировал экс-пилот Больших Призов.
В Европе пока делать нечего
В сезоне-2022 Квят собирался гоняться в чемпионате мира по гонкам на выносливость G-Drive Racing и готовился дебютировать в «24 часах Ле-Мана». Но российская команда отказалась подписывать документ FIA о политическом нейтралитете, и бывший гонщик Ф-1 оказался не у дел. И поскольку он остался в коллективе как минимум до конца года, то должен придерживаться общей позиции – корпоративная этика.
Так что двери во все чемпионаты под эгидой FIA для Дани закрыты: WEC, Формула E, GT, WTCR и т. д. А вот американские серии никак не связаны с Международной автомобильной федерацией. Там всё решают местные промоутеры и владельцы, да и политики куда меньше – маркетинг и деньги на первом месте. Возьмите НХЛ, где российские хоккеисты играют как ни в чём не бывало. Более подходящего времени, чтобы попробовать силы в главной кузовной серии Америки, и быть не может.
Три потенциальных места и даты дебюта
Пару лет назад, когда в календаре американской гоночной серии было всего две дорожные трассы, можно было бы с уверенностью сказать, что Квят выйдет на старт 21 августа в Уоткинс-Глене, поскольку этап Кубка на другом дорожнике, в Сономе, состоялся в июне. Но сейчас привычных для европейского гонщика трасс в NASCAR стало в три раза больше. И в расписании нынешнего сезона, помимо культовой трассы в Нью-Йорке, где в 60-х и 70-х проводился Гран-при США Формулы-1, остались ещё Индианаполис и Шарлотт. Гонки там пройдут 21 июля и 9 октября соответственно. Что выберет Даня?
Если исходить из интереса гонщика, то, наверное, на первом месте Уоткинс-Глен – один из самых интересных и легендарных дорожников в Штатах. Индианаполис? Ну если только из-за названия и знаменитого места в целом, а также потому, что трасса и по конфигурации, и по покрытию ближе остальных к трекам в Европе. Ну и, наконец, Шарлотт – скучно и непрестижно, ибо трасса представляет из себя гибрид овала и узких дорожек в так называемом инфилде.
Квят придёт и выиграет?
Чтобы освоиться с незнакомой техникой и вкатиться в трассу, в распоряжении Квята будет одна 50-минутная тренировка, и всё – дальше квалификация и гонка. А человек, к слову, ни разу в жизни не гонялся на кузовных машинах! Потому наивно полагать, что российский гонщик возьмёт и с ходу поедет наравне с лидерами.
Ну и надо понимать, что NASCAR – это отдельный мир со своими особенностями, и местные гонщики дадут фору любому пришельцу, в том числе на обычных трассах. Сейчас в пелотоне, к слову, минимум 10 специалистов по дорожникам.
Что говорить, если даже такой монстр как Хуан Пабло Монтойя за девять лет и 255 гонок в NASCAR так и не выбился из статуса середняка и победил всего дважды, причём на овалах – ни разу. А ведь колумбиец не просто выиграл семь гонок в Формуле-1, включая Гран-при Монако, и добрался до бронзовой награды чемпионата в 2003-м. Монти побеждал в Инди 500, был чемпионом IndyCar, то есть он прекрасно знал американские трассы, понимал специфику езды на овалах, и всё равно не освоился. Чемпион мира Формулы-1 2007 года Кими Райкконен в двух стартах в младших дивизионах в 2011-м финишировал максимум 15-м. Квят же без малейшего опыта ринулся в высшую лигу, да ещё и в составе команды-аутсайдера, которая дебютировала только в этом году. Просто взгляните на результаты Team Hezeberg в трёх проведённых гонках: 22-е, 34-е и 37-е места.
Конечно, пожелаем удачи Дане и будем с интересом следить за его новым опытом. Но не стоит ждать, что россиянин покажет американцам, как надо ездить.