Русскому чемпиону «Дакара» предложили осудить спецоперацию — в обмен на участие
Тревожный звонок для остальных российских участников.
За три с половиной месяца до старта «Дакара» появились первые серьёзные предпосылки к тому, что знаменитый ралли-рейд пройдёт без российских участников. Как рассказал победитель категории квадроциклов-2017 и серебряный призёр зачёта багги-2020 Сергей Карякин, организаторы выдвинули ультиматум, предложив ему подписать документ с осуждением спецоперации на Украине. В противном случае его не допустят к участию.
Похоже, такая участь ждёт и остальных гонщиков из России, а ведь среднем в последние годы на старте «Дакара» было от 15 до 20 наших соотечественников.
Чудес мы и не ждали
Ралли-марафон «Дакар» – не та спортивная дисциплина, от организаторов которой стоит ждать каких-либо снисхождений к российским участникам в нынешней политической обстановке. Скорее, наоборот, ведь и в спокойные времена нашим гонщикам доставалось на ровном месте.
Можно вспомнить, как дисквалифицировали экипаж «КАМАЗ-мастер» в гонке 2012 года просто за смену колеса после помощи гонщику на джипе. Или четырьмя годами позже Сергею Карякину приплюсовали 30 минут в общем зачёте – будто бы за ремонт навигационного оборудования. Причём скорректировали результаты через неделю после эпизода с поломкой, и как раз в тот самый момент, когда россиянин включился в борьбу за подиум. Таких спорных судейских решений наберётся с десяток за последние два десятилетия.
Да и за примером с санкциями далеко ходить не надо. В прошлом году «МАЗ Спорт-Авто» не пустили на «Дакар», и сделали это весьма демонстративно. По пути с базы в Минске на погрузку на паром в Марселе белорусская команда получила указание от организаторов: «Возвращайтесь обратно. Если заедете на территорию Франции, то ваша техника и оборудование будут арестованы».
Так что о чём говорить в нынешнем положении? Если уж организаторы не включили кадры с «КАМАЗ-мастером» в ролик с лучшими моментами последней гонки на презентации «Дакара-2023». Да, просто проигнорировали, при том, что российская команда на прошлой гонке заняла четыре первых места. Зато показали тех, кто боролся за пятое, шестое место и вообще в конце первой десятки, а то и дальше.
Ситуация ещё осложняется и тем, что сейчас на «Дакаре» установилось двоевластие. С одной стороны, нормативным регулятором с нынешнего года является FIA со своим документом о нейтральном статусе для россиян, а с другой промоутером остаётся французская A.S.O. со своими политическими заморочками и принципами.
«Перебор, это совсем низко»
Пока организаторы «Дакара» воздерживаются от комментариев по поводу участия россиян в ралли-марафоне 2023 года, но просто время не пришло. В октябре, ближе к ноябрю начнётся активная фаза подготовки к гонке, пресс-брифинги, состоится полноценная презентация маршрута, вот тогда они публично и выскажут свою позицию. Нынешняя шумиха в СМИ началась исключительно с подачи Сергея Карякина, раскрывшего подробности диалога с устроителями гонки.
«Мы должны отказаться от флага, от гимна, но это всё мы уже слышали. Ещё мы должны публично осудить политику нашего государства, политику нашего президента, осудить спецоперацию. Когда тебя заставляют отказаться от своего дома, от приверженности национальным ценностям, своим личным ценностям, это, мне кажется, уже перебор, это совсем низко», – заявил победитель «Дакара-2017».
В принципе всё предсказуемо. Подобные требования выдвинули и организаторы «Уимблдона» российским теннисистам ранее в этом году. Чем закончилась та история, мы прекрасно знаем: после того как ультиматум никто не выполнил, устроители английского мэйджора попросту объявили о недопуске россиян. Скорее всего, подобный сценарий будет и на «Дакаре».
А как же смена спортивного гражданства?
Конечно всегда есть вариант со сменой спортивного гражданства. На вышеупомянутом Уимблдоне российская теннисистка Натела Дзаламидзе заявилась под грузинским флагом, и ничего – допустили к турниру. Вопрос в том, кто решится на подобный шаг.
Для Сергея Карякина смена паспорта не вариант по той простой причине, что он является депутатом заксобрания Свердловской области от «Единой России». Да и выступает он за российскую команду Snag Racing, и что делать с её национальной принадлежностью? Что скажут спонсоры?
«Менять гражданство не буду. Не собираюсь отказываться от своих принципов, чтобы поехать гонку. Это будет унизительно», – разъяснил свою позицию Сергей.
В «КАМАЗ-мастер» пока сохраняют оптимизм, но шансов практически нет. Маловероятно, что к участию допустят российского автопроизводителя, да и ещё со спонсором ВТБ, который находится под санкциями Евросоюза.
«Я веду переговоры с организаторами «Дакара» по участию нашей команды в ралли. Они очень хотят видеть российских участников в гонке, но ничего конкретного пока ответить не могут. Мы делаем всё возможное, чтобы принять участие», – рассказал руководитель «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин.
Большую свободу действий имеют частники, такие как штурманы Константин Жильцов и Алексей Кузьмич, которые в последние годы выступают в паре иностранными гонщиками и не привязаны к отечественным командам, спонсорам. Однако таких независимых российских участников на «Дакаре» раз, два и обчёлся.
Дедлайн — 31 октября
Вопрос с участием россиян прояснится до 31 октября, когда закончится дедлайн по подаче заявок на участие. Как говорится, надежда умирает последней, но, честно, предпосылок для хороших новостей нет. Если россияне и будут на старте 31 декабря в Саудовской Аравии, то в минимальном количестве и под флагом других стран.