«Музыка громче, глаза закрыты». Как группа Reflex отсудила у баскетболистов миллион рублей
За проморолик придётся платить.
Самое странное событие недели: музыкальная группа Reflex отсудила у баскетбольного клуба МБА 1 миллион рублей за неправомерное использование песни Non Stop. Разбирательство длилось 3 месяца, и суд встал на сторону музыкантов. История — классика современного мира. Каждый зарабатывает как может, и группа Reflex, к сожалению для МБА, — не исключение. Что за Non Stop и какие ещё были в истории спорта забавные случаи с авторскими правами на музыку?
Смешной клип с Булыкиным и Овчинниковым — заслуга Reflex
Группа появилась в 1999 году, у её истоков стояли Ирина Нельсон и Вячеслав Тюрин. Читателям сейчас эти имена мало о чём говорят, но в начале нулевых Reflex были модной и популярной группой. Главный хит Non Stop был выпущен в пятом студийном альбоме в декабре 2003-го. Трек завоевал достаточно популярности, а значит, продюсеры стали задумываться о создании клипа.
Типичный клип в те времена — пара танцующих девушек, море дешёвых спецэффектов и прочие атрибуты, которые современные музыкоделы сочтут безвкусицей. Для съёмок в клипе были приглашены звёзды российского футбола: Дмитрий Булыкин и Сергей Овчинников. На протяжении пары минут они нелепо в «клетке» делали вид, что играют в футбол. Получился некий «русский ответ» тогдашним рекламам Pepsi с Роналдиньо и Тьерри Анри в главной роли.
Как это обычно бывает, спустя время про группу забыли. Да так забыли, что вспомнили лишь спустя 12 лет, когда украинская группа «Пошлая Молли» в 2016-м выпустила кавер «НОН СТОП» в современной аранжировке. Трек получился настолько классным, что его вот уже 6 лет крутят в каждом ночном клубе России. Сравнивая популярность двух версий одного трека, можно оценить количество просмотров на YouTube: у Reflex — 5,5 млн, у «Пошлой Молли» — 7,3 млн.
С Reflex шутки плохи
В преддверии сезона-2021/2022 баскетбольный клуб МБА выпустил проморолик, где в качестве музыкального сопровождения использовал кавер песни Non Stop. Нет, звучала музыка не «Пошлой Молли», а другой группы. Получилось интересное видео, которое как бы ознаменовало очередной сезон команд из структуры МБА.
Мы готовы отправиться в новый сезон. Обновлённая мужская команда в Суперлиге и долгожданная Евролига для нашей женской команды. Остановок не будет – МБА в режиме нон-стоп!
Но что-то пошло не так. Мужская команда стала девятой в Суперлиге, втором по силе дивизионе российского баскетбола, а женская — борется за третье место в Премьер-лиге, самой элитной лиге страны. Впрочем, клуб малоизвестен за пределами небольшого баскетбольного комьюнити. Мужчины из МБА всегда находятся где-то на обойме отечественного баскетбола, а женщины балансируют около топов вроде УГМК и «Динамо», но им всегда чего-то не хватает.
Продюсеру Вячеславу Тюрину проморолик не понравился. Он отправил иск в арбитражный суд на один миллион рублей, который всё-таки удовлетворили. Генеральный директор клуба Игорь Кочарян в защиту МБА сказал, что его организация некоммерческая, да и проморолик был создан не для заработка денег.
Мы посчитали, что можем использовать кавер-версию этой музыки, ведь мы не коммерческая организация, а полусоциальный проект. Мы использовали её не для зарабатывания денег. Это был презентационный ролик, который мы разместили один раз в социальных сетях клуба. Это же не то же самое, когда какая-то группа использует музыку или песни на своих концертах, где напрямую зарабатывает деньги. Здесь вопрос дискуссионный. Хотелось всё это обсудить и прийти к какому-то компромиссу, но пока решение вот такое.
Но иск есть иск. Теперь МБА должен выплатить группе Reflex солидную в постковидную эпоху сумму. Права на музыкальные композиции — сложная штука, но, кажется, теперь баскетбольный клуб будет сначала обращаться к музыкантам и их продюсерам, а уже потом использовать треки.
Суды из-за музыки — классика мирового спорта
Случай Reflex — далеко не уникальный. Судятся из-за музыкальных прав даже на более старые композиции. Так, на последних Олимпийских играх пара фигуристов Алекса Книрим и Брэндон Фрейзер откатали произвольную программу под The House of the Rising Sun, выпущенную группой The Animals в далёком 1964 году. Авторы иска — братья Мардеросяны из группы Heavy Young Heathens. Их музыкальный коллектив занимается написанием песен для фильмов: «Дэдпул», «Новый Человек-Паук», «Неудержимые». Трек The House of the Rising Sun был записан в уникальной аранжировке к фильму «Великолепная семёрка». Разбирательство в самом разгаре, и неизвестно, чем оно закончится. Есть шанс, что суд США окажется чуточку гуманнее к спортсменам, чем их коллеги из России.
За неправомерное использование музыки пострадал футбольный клуб «Уфа». Год назад уфимцы на домашнем матче с «Сочи» включили несколько хитов зарубежных исполнителей. Теперь «Уфа» должна заплатить «Российскому авторскому сообществу» около 220 тысяч рублей.
Если предыдущие истории ещё поддаются логике, то история «Валенсии» и DC Comics — за гранью понимания. Долгие 7 лет организации судились из-за летучей мыши. Комиксоделы возмущались её дизайном, мол, слишком уж похоже на лого супергероя Бэтмена. Лишь год назад было решено, что «Валенсия» может использовать свой логотип, но только на той продукции, которая не имеет отношения к вымышленным персонажам. Это значит, что испанский клуб не может завтра создать весёлого героя Hombre Murciélago (Бэтмен по-испански), который будет окрашен в чёрно-оранжевый цвет.
Борьба за своё творчество — благородное дело, но иногда доходит до абсурда. Серьёзно, логотип «Валенсии» с летучей мышью существовал ещё за 40 лет до создания Бэтмена, а Heavy Young Heathens должны быть благодарны Книрим и Фрейзер за популяризацию их творчества. Также и Reflex: о группе забыли на добрых пару десятков лет. Более того, у зумеров песня Non Stop ассоциируется исключительно с «Пошлой Молли». МБА, скорее всего, без труда заплатит один миллион, но что делать другим спортивным клубам?