Мазепин выиграл иск в суде и сможет гоняться в Европе. Ждём россиянина в Ф-1?
Бывший пилот Формулы-1 добился разрешения на участие в гонках на территории ЕС.
Российский гонщик Никита Мазепин выиграл битву в Европейском суде и снова сможет участвовать в соревнованиях на территории Евросоюза. Но куда податься экс-формулисту и какие возможны проблемы? Разбираемся.
По-прежнему под санкциями, но…
Весной 2022 года Никита Мазепин не просто потерял место в команде «Хаас» в Формуле-1, но и лишился возможности участвовать в европейских и международных гонках. Вместе со своим отцом, российским бизнесменом Дмитрием Мазепиным он попал под санкции Евросоюза и стал невъездным в страны Европы. Формальный повод — связи с отцовской компанией «Уралкалий», попавшей в чёрный список ЕС.
Ни о каком продолжении карьеры где-нибудь в чемпионате мира по гонкам на выносливость или хотя бы в мировом туринге или немецком ДТМ, понятное дело, с тех пор речи не шло, поскольку на часть этапов Никита просто не смог бы приехать. С мая прошлого года его юристы пытались оспорить в суде ограничения на участие, сославшись, в частности, на то, что факт принадлежности к семье, владеющей санкционной компанией, не повод не для включения в санкционные списки.
В итоге Европейский суд согласился с тем, что оснований для ограничительных мер действительно было недостаточно. И теперь Мазепин-младший может приезжать в страны ЕС для ведения переговоров с командами, спонсорами и участия в гонках, несмотря на санкции. Также ему разрешено завести банковский счёт в рамках своей профессиональной деятельности. Только есть одно условие: придётся подписать документ о политическом нейтралитете.
Никита готов подписать документ ФИА?
Ещё 12 месяцев назад, когда только началась массовая волна отстранения российских спортсменов от международных соревнований, Мазепин был готов выступать под нейтральным флагом. Правда, тогда на кону стояло продолжение карьеры в Формуле-1, а федерация только-только выкатила требования дистанцироваться от спецоперации на Украине.
Подписывать или не подписывать декларацию, Никита не успел определиться, поскольку буквально на следующий день после публикации документа ФИА, 5 марта, «Хаас» расторгла с ним контракт. И во всех интервью в дальнейшем российский гонщик уходил от вопроса о том, согласился бы он с требованиями.
Тем не менее в постановлении Европейского суда сказано, что Никита всегда сохранял нейтральную позицию по отношению к спецоперации как профессиональный спортсмен и готов подписать обязательство, требуемое федерацией.
Возможно ли возвращение в Формулу-1?
«Моя цель — вернуться Формулу-1. И я могу сделать это хоть завтра. Ничего, кроме Ф-1, меня пока что не интересует», — заявил российский гонщик осенью прошлого года.
С одной стороны, с отменой ограничений на передвижение в ЕС Никита стал на шаг ближе к своей заветной цели. С другой — до возвращения в Гран-при по-прежнему целая пропасть. Почему?
Давайте скажем прямо, без денег Никита командам не нужен — реноме, увы, не то. А где взять условные $ 10 млн без поддержки отцовской компании, находящейся под санкциями? Увы, нигде, российские компании и в лучшие времена не торопились в Ф-1.
К тому же есть такой немаловажный момент: Никита находится ведь не только под санкциями Евросоюза, но и Великобритании. И решение суда на британский пакет ограничений не распространяется. Потому на Туманный Альбион он по-прежнему невъездной, а ведь в Англии базируются семь из десяти команд.
Остаются только «Феррари» и «Альфа Таури» в Италии и «Альфа Ромео» в Швейцарии. Устроиться туда хотя бы на должность тест-пилота не получится. Все три команды принадлежат крупным концернам: ФИАТу, «Ред Булл» и «Ауди» соответственно. И трудно представить, что эти концерны захотят связываться с человеком из санкционного списка. Акционеры и инвесторы сотрут руководителей команд в порошок.
Проблем всё равно будет выше крыши
Пока самый реалистичный вариант для Никиты — Европейская серия Ле-Ман или чемпионат мира по гонкам на выносливость. Тем более и команда есть — 99 Racing, которая, как считается, была специально создана для участия россиянина в азиатском чемпионате в феврале. Проект аффилирован с коллективом HitechGP, который несколько лет назад принадлежал Мазепину-старшему. Так что место есть, можно замахнуться и на «24 часа Ле-Мана», главную в мире гонку на выносливость.
Ключевой вопрос сейчас — как разрешение Европейского суда будет работать на практике? Не начнут ли отдельные страны вставлять палки в колёса, не объявят ли бойкот отдельные пилоты, команды и спонсоры в ответ на допуск гонщика под санкциями? Ведь сколько сложностей было даже в более-менее нейтральной Азиатской серии. Экипаж для Мазепина сформировали с большими проблемами — три пилота в последний момент отказались от участия, сославшись на обстоятельства, у двух возникли проблемы с лицензией.
Так что победа в Европейском суде далеко не панацея. Конечно, пожелаем Никите преодолеть все дальнейшие препятствия и вернуться на международную арену, но легким это возвращение не будет точно.