Команду из США не пускают в Ф-1. Не помогла даже сделка с автоконцерном

Что не так с американским гоночным проектом?

the-race.com

Новый год начинается в Формуле-1 с большой шумихи. В первых числах января гоночная компания «Андретти Автоспорт» объявила о партнёрстве с «Дженерал Моторс» для дебюта в чемпионате мира с 2025-го. Но действующие участники и промоутеры восприняли эту новость со скептицизмом и пускать американцев в пелотон не собираются. В принципе они правы.

Вам нужен автопроизводитель? Будет вам автопроизводитель!

Бывший гонщик Формулы-1, сын чемпиона мира - 1978 Марио Андретти, Майкл Андретти, не первый год стучится в Гран-при со своим проектом. В 2021-м он где-то полгода вёл переговоры о покупке «Заубера», но в самый последний момент сделка провалилась. Весной следующего года в «Андретти Автоспорт» заявили о создании команды с нуля, однако в процессе натолкнулись на ещё большие проблемы и забуксовали окончательно.

Участники, коммерческие владельцы чемпионата и Международная автомобильная федерация потребовали доказательств состоятельности проекта. Суть проста: либо ты конкурентоспособен и принесёшь дополнительный доход в общую казну, либо тебе здесь не место, и делиться с тобой куском пирога никто не станет.

Статуса участника Индикара, Формулы-E и австралийских Суперкаров оказалось мало. На первый взгляд удивительно, да. Но с другой стороны, в Гран-при и бюджеты в разы больше, и машину придётся строить, а не покупать, как в других сериях. И фактически в Ф-1 сказали: «Окей, докажите, что вы можете быть самостоятельным конструктором».

Что же, в «Андретти» ответили и подписали контракт с одной из трёх крупнейших автомобильных корпораций в мире «Дженерал Моторс». Есть только один нюанс…

Майкл и Марио Андретти. Фото: indycar.com.

Контракт с «Дженерал Моторс» — контраргумент, а не аргумент

Проблема в том, что сделка с «ДМ», а точнее с брендом «Кадиллак», ничего не значит в техническом плане. Американский автомобильный гигант вообще не интересовался Формулой-1, в отличие от немецкого «Фольксвагена» и «Форда», другого автопроизводителя из США. Ни планов, ни намерений. Им просто не интересны гонки с гибридными моторами. Самый мощный бренд концерна «Шевроле», например, до сих пор строит бензиновые двигатели для Индикара, НАСКАРа и американских гонок на выносливость. Какая там Ф-1 с её стремлением к нулевому выбросу? В общем, сделка взялась буквально из ниоткуда, и потому есть большие сомнения в серьёзности планов.

Поставщиком силовых установок «Дженерал Моторс» точно не будет. Может, окажет техническую поддержку при строительстве шасси? Маловероятно, ведь нужно создавать целое подразделение, нанимать специалистов. И опять же, даже сейчас, после подписания сделки, не видно и не слышно каких-то амбиций со стороны американской корпорации.

Похоже, сценарий намечается такой: «Андретти» получит частичное финансирование со стороны «ДМ» и, учитывая слухи о переговорах, будет выступать на моторах «Рено», просто переименованных в «Кадиллак». Получается маркетинговая история а-ля «Альфа Ромео — Заубер», где от автопроизводителя тоже только один шильдик.

Не удивительно, что в Формуле-1 холодно восприняли новость о новом участнике «Андретти Кадиллак». Чему тут восторгаться-то? Яркой вывеске?

По нынешнему регламенту в Ф-1 могут выступать 12 команд, так что есть два вакантных места. Фото: Red Bull Content Pool.

В Ф-1 так не приходят

Кажется, Майкл Андретти не совсем понимает, во что он ввязывается, хотя казалось бы, человек сам гонялся в Формуле-1 в начале 90-х и знаком с закулисьем. Переговоры с «Заубером» во многом пошли под откос из-за того, что он сам взял и слил информацию прессе, а параллельно принялся продвигать в команду своего пилота из Индикара Колтона Херту, в том числе через СМИ.

А на Гран-при Майами в мае 2022-го владелец «Андретти Автоспорт» бегал по паддоку с петицией в поддержку допуска его команды в Ф-1. Возмутила такая самодеятельность и тим-менеджеров, и даже генерального директора чемпионата Стефано Доменикали. Ведь есть чёткий регламент: хочешь прийти с нуля, то подавай заявку на участие в тендере ФИА и жди конкурса на место 11-й команды. В установленные сроки федерация и Комиссия Ф-1 изучит технические возможности, кадровые ресурсы твоего коллектива, его привлекательность и ценность для чемпионата. Андретти же принялся прессинговать ФИА через СМИ: мол, игнорируют мою заявку. Ну разве не детский сад?

Так что, может быть, дело не в политике жадности команд, а просто неправильном подходе Андретти к ведению дел? И, кстати, ту бумагу в Майами в итоге подписали только «Макларен» и «Альпин».

Новости дня