«КАМАЗ-мастер» пропустит «Дакар-2023». Российской команде не оставили выбора
19-кратные чемпионы сыграли на опережение.
Российская команда «КАМАЗ-мастер» впервые с 1990 года не примет участия в Дакаре. 19-кратные победители знаменитого ралли-марафона отказались от политических условий, выдвинутых организаторами, и не поедут на гонку, которая пройдёт с 31 декабря по 15 января в Саудовской Аравии.
Невыполнимые условия
С июня российская команда вела переговоры с организаторами, но, как сказал руководитель Владимир Чагин, все попытки найти компромисс оказались тщетными. В обмен на допуск к ралли-марафону менеджмент, гонщики, штурманы, механики и персонал «КАМАЗ-мастер» должны были подписать специальный документ, о котором ранее рассказывал победитель «Дакара-2017» в категории квадроциклов Сергей Карякин.
«В этом документе говорится, что мы осуждаем специальную военную операцию на Украине, решения правительства, руководства страны, нашего президента и соглашаемся участвовать в нейтральной символике без российского флага и так далее.
Мы подробно изучили перевод этого документа на русский язык. Там написано в лоб: «Мы осуждаем», – рассказал Чагин в интервью Чемпионат.com.
Понятное дело, что сотрудники крупнейшей автомобильной корпорации страны, а «КАМАЗ-мастер» – это спортивное подразделение «КАМАЗа», да ещё и выступающее при финансовой поддержке госкомпании «Газпром», априори не могли принять подобные политические условия.
Не пустили бы и с подписанным документом
Согласие с условиями федерации не гарантировало бы «КАМАЗу» участия в «Дакаре»-2023. Во-первых, в специальном документе есть пункт, по которому организаторы могут в одностороннем порядке отказать подписанту в участии. А во-вторых, кто бы допустил на соревнование автопроизводителя, который находится под санкциями Евросоюза? Да, соревнование проводится в Саудовской Аравии, но ведь промоутеры – французская компания A.S.O.
Белорусский «МАЗ» в прошлом году французы вернули домой прямо на пути на погрузку на паром в Марселе, предупредив, что не допустят до старта, даже если команда доберётся на гонку окольными путями. Такая участь ждала бы и «Синюю армаду», а то и хуже.
Представьте, доехали бы действующие чемпионы своим ходом до Саудовской Аравии, а уже на административных проверках за два дня до гонки им бы дали от ворот поворот. Вот это был бы удар по репутации команды. Так что в «КАМАЗе» всё правильно сделали, не став дожидаться, пока устроители «Дакара» публично откажут им в участии.
И за кем теперь следить на «Дакаре»?
Ралли-марафон «Дакар» в последние 15-20 лет, безусловно, стал самой родной международной гонкой для российских болельщиков. И дело не только в многолетнем доминировании «КАМАЗа». Наши ребята гонялись и во всех остальных категориях – на мотоциклах, джипах, багги, квадроциклах. Так, в 2020-м на старт вышло рекордное количество участников из России – 22. Но на следующем «Дакаре» болеть, похоже, будет не за кого.
Да, скорее всего, под лицензиями других стран поедут в легковом зачёте штурманы Константин Жильцов и Алексей Кузьмич, но, кажется, на этом всё. Большинство гонщиков и штурманов привязаны к российским командам и спонсорам, поэтому подписание специального документа FIA и смена спортивного гражданства практически исключены.
В грузовом зачёте появится интрига?
Главного конкурента «КАМАЗа», белорусскую команду «МАЗ-СПОРТавто» отстранили от «Дакара» из-за санкций Евросоюза ещё в конце прошлого года и допускать на следующую гонку не собираются. Получается, вопрос о победителе открыт? Как бы не так!
Взгляните на результаты «Дакара-2022» в грузовом зачёте и посмотрите, кто занял места с пятого по 11-е, позади квартета «КАМАЗа». Шесть голландцев и один чех на машинах Iveco! С маркой-победителем всё ясно, а кто уж там из гонщиков выиграет, Янус ван Кастерен, Мартин Мацик или Рихард Де Грот, без разницы. По крайней мере, российским болельщикам.
«КАМАЗ-мастер» не до «Дакара»
Пропуск «Дакара»-2023 даже пойдёт «КАМАЗ-мастер» на пользу. За последние полгода российская команда по известным причинам потеряла десяток спонсоров и партнёров, среди которых Red Bull, Motul, Total Energies. Ушли поставщики: производитель кабины Daimler, мостостроительная компания Cummins и производитель коробок передач ZF, поставщик шин Goodyear, поставщик тормозного оборудования и подвески Wabco, изготовитель аккумуляторов Varta и производитель кулеров Webasto.
Запасные детали и комплектующие, конечно, есть, но в ограниченном количестве. И на гонке длиной 9000 км пришлось бы изрядно экономить. То же самое касается и финансов, ведь ежегодно участие в Дакаре обходилось «КАМАЗу» в € 11 млн. Чтобы выручить хоть какие-то деньги в нынешних реалиях, команда продаёт и сдаёт гоночные грузовики в аренду.
Потому лучше пока сосредоточиться на российских соревнованиях, таких как Шёлковый путь, чемпионат страны по ралли-рейдам. А безумно дорогой ралли-марафон в Саудовской Аравии подождёт до лучших времён – может, и партнёры вернутся или импортозамещение получится наладить.
Одним словом, смысла изо всех сил рваться на старт следующего «Дакара» не было. Этот политический документ даже в каком-то смысле помог команде быстрее определиться. Всё, что ни делается, всё к лучшему.