Из главного неудачника — в чемпионы! Как Мазепин уничтожил конкурентов в русском «Дакаре»
Новичок гонок на бездорожье не оставил ни единого шансам опытным участникам.
Спустя четыре месяца после увольнения из команды «Хаас» в Формуле-1 Никита Мазепин вернулся за руль. 23-летний гонщик выступил в ралли-марафоне «Шёлковый путь», российском аналоге «Дакара», который прошёл с 6 по 16 июля по маршруту Астрахань – Москва.
Дебют получился невероятно успешным: экс-пилот Больших Призов с ходу выиграл в категории T3, где участники соревнуются на мотовездеходах или так называемых кибитках. Причём победил Никита легко и непринуждённо, будто гоняется в ралли-рейдах не первый год. Однако до сложной многодневки в его активе были только покатушки с друзьями на квадроциклах и багги и тесты в рамках подготовки к старту. Как при столь небольшом опыте ему удалось выиграть?
Семь финишей в топ-3
История мирового автоспорта, конечно, знает немало примеров, когда кольцевики переходили в ралли-рейды, но мало кому удавалось полноценно адаптироваться. Четырёхкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Анри Пескароло никогда не финишировал выше девятого места в «Дакаре». Другой четырёхкратный, звезда Туринга Иван Мюллер свой первый и единственный ралли-марафон закончил аварией. Да и двукратный чемпион мира Формулы-1 Фернандо Алонсо в 2020-м хоть оказался близок к победе на одном этапе Дакара, но даже близок не был к подиуму и тем более победе в общем зачёте. Всё-таки специфика совсем другая.
Конечно, «Шёлковый путь» не «Дакар», по крайней мере, по уровню конкуренции, но, согласитесь, и Мазепин не Алонсо или Пескароло. А ехали с ним в одном классе такие мастера офф-роуда, как Сергей Карякин, победитель «Дакара» в категории квадроциклов и призёр зачёта багги, а также Анастасия Нифонтова, обладательница Кубка мира и единственная девушка в истории, преодолевшая «Дакар» в одиночку, без технической поддержки команды. И тем удивительнее, как Никита проехал дистанцию общей протяжённостью 4500 км.
По сути, за 10 дней Мазепин провалился только на коротком пятикилометровом прологе, где из-за проблем с навигацией финишировал последним. В дальнейшем он ни разу не опускался в классификации этапов ниже шестого места и вообще продемонстрировал удивительную результативность: четвёртый, дважды третий, шестой, второй, первый и трижды подряд второй! Семь из 10 этапов экс-формулист завершил в первой тройке, тогда как даже Нифонтова отметилась в топ-3 пять раз, а Карякин – четыре. Поэтому на фоне такой стабильности ничего сенсационного нет в том, что за три дня до финиша Никита возглавил общий зачёт и в конце концов «привёз» всем 39 минут, что по меркам ралли-рейдов весьма солидно.
В чём секрет скорости Мазепина? Не только в таланте
По сути Никита Мазепин проехал «Шёлковый путь» в своей лиге. Во-первых, Snag Racing, за которую он выступил, не только сильнейшая команда России, а одна из лучших в мире. На «Дакаре» коллектив Сергея Карякина один из немногих, кто способен составить конкуренцию заводским Red Bull, Maverick, Can-Am и South Racing. И, в отличие от других участников T3, в «Шёлковом пути» они модернизируют, улучшают багги Can-Am, а не просто используют клиентскую версию. Ресурсов у них достаточно. И как раз Мазепин, а не Карякин, на минувшей гонке выступил на новом доработанном багги.
«Машина Никиты – новый шаг в развитии нашего багги. Все элементы сделаны из карбона. Мы облегчили лобовое стекло, сделали карбоновую раму, полностью карбоновое оперение, установили новые амортизаторы», – рассказал чемпион «Дакара-2017» по ходу ралли-марафона.
Кроме того, именно с Никитой в одном экипаже поехал опытный штурман Антон Власюк, финишировавший на подиуме с Карякиным на «Дакаре» и год назад выигравший с ним «Шёлковый путь», причём тоже с весомым отрывом 39 минут. Ну и ещё на середине ралли-марафона Сергей заявил о том, что будет помогать напарнику и дальше поедет в качестве боевой технички. Одним словом, все ресурсы были брошены на победу Мазепина, и Никита молодец, что не подкачал.
Дальше «Дакар»? Вряд ли
Конечная цель любого ралли-рейдовика – «Дакар», главная внедорожная гонка мира, пусть там от оригинального соревнования уже давно осталось одно название. И Никита не скрывает, что очень хочет попробовать там силы. Вот только вряд ли он выйдет на старт 31 декабря в Саудовской Аравии.
Скорее всего, российского гонщика попросту не допустят к участию. Вместе с отцом, владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным он находится под санкциями Евросоюза. А организует гонку французская компания A.S.O., так что связка почти несовместимая. Да и в конце 2021 года мы видели наглядный пример отношения устроителей «Дакара» к санкционникам: белорусскую команду «МАЗ-СпортАвто» демонстративно отстранили, развернув грузовики вскоре после их выезда из Минска и пригрозив арестом в случае прибытия на погрузку в порт в Марселе.
Безусловно, жаль. Было бы интересно глянуть, насколько Мазепин хорош на международном уровне, особенно при таком топовом снаряжении, как на «Шёлковом пути». Но при нынешних политических реалиях дальше российских соревнований продвинуться вряд ли удастся.